Репортаж / сюжет. Основной жанр тележурналистики

Содержание

Слайд 2

РЕПОРТАЖ

Происходит от французского reportage – сообщать, латинская основа – reporto – передавать
Для выпуска в эфир практически

РЕПОРТАЖ Происходит от французского reportage – сообщать, латинская основа – reporto –
любой из разновидностей репортажа необходим информационный повод, который, собственно, и определяет тему телевизионного материала
Репортажность – имманентное свойство (неотъемлемое, присущее по природе) телевидения вообще, исходя из этого, репортаж – ведущий жанр тележурналистики. Именно репортажи информационных и информационно-аналитических программ определяют лицо того или иного телеканала.

Слайд 3

СЮЖЕТ

Происходит от французского слова sujet – ПРЕДМЕТ.

СЮЖЕТ Происходит от французского слова sujet – ПРЕДМЕТ.

Слайд 4

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ

СОБЫТИЙНЫЙ (НОВОСТНОЙ)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ (ПРОБЛЕМНЫЙ)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ СОБЫТИЙНЫЙ (НОВОСТНОЙ) ИНФОРМАЦИОННЫЙ (ПРОБЛЕМНЫЙ) АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Слайд 5

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ

СОБЫТИЙНЫЙ (НОВОСТНОЙ)
Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ СОБЫТИЙНЫЙ (НОВОСТНОЙ) Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или)
происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте.
Для такого сюжета самым главным из определяющих факторов является оперативность, своевременность получения материала редакцией.
Для современных событийных сюжетов характерно прямое включение с материалом отснятым и смонтированным на месте.

Слайд 6

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ (ПРОБЛЕМНЫЙ)
Это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня. Характерная

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ (ПРОБЛЕМНЫЙ) Это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего
черта - присутствие в них оценочного, комментарного момента.
«оценка через факт».

Слайд 7

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ

Информационный повод
Что? Где? Когда?
Вы – очевидец.
Любознательность и пытливость – успех репортажа

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ Информационный повод Что? Где? Когда? Вы – очевидец. Любознательность и пытливость – успех репортажа

Слайд 8

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ

1 stand-up с началом рассказа о событии;
2 закадровый текст с продолжением

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ 1 stand-up с началом рассказа о событии; 2
рассказа корреспондента;
3 синхрон действующего лица, эксперта, комментатора, свидетеля и т.д. (возможны 2–3 синхрона);
4 закадровый текст, в котором заканчивается изложение основной информации;
5 stand-up с выводами и прогнозами.

Слайд 9

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ

ЗАГОЛОВОК (хэштег - тематическая метка, headline - это строка,

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ ЗАГОЛОВОК (хэштег - тематическая метка, headline - это
которая говорит о чем идет речь)
ПОДВОДКА ВЕДУЩЕГО (ЛИД, ИНТРО, ВСТУПЛЕНИЕ) 10 сек – для привлечения внимания
НОВОСТЬ

Слайд 10

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ

Один из главных принципов телевидения звучит так: пусть картинка расскажет

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ Один из главных принципов телевидения звучит так: пусть
о событии. сочетание текстовой и видео- информации, должно гармонично дополнять друг друга и давать максимально полное и насыщенное представление зрителю о происходящем.
Требования к подготовке текста:
- точность;
- ясность изложения; 
- лаконичность.

Слайд 11

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ

Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки с запятой)

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки
придаточных предложений, вводимых словами потому что, причем, хотя, ибо, так как, а также фраз, присоединяемых к предыдущей фразе при помощи союзов а, и, но.
Выделение в особые фразы пояснительных сочетаний слов, присоединяемых без помощи вводящего слова.
Замена громоздких цитат пересказом.
Варьирование объема фраз (по числу слов), при чередовании длинных и коротких фраз (соблюдая пропорцию числа ударений к числу слогов – чем выше акцентная насыщенность речи, тем меньше должен быть объем фраз).

Слайд 12

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ

Расчленение при необходимости длинных сложных предложений на несколько коротких и

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ Расчленение при необходимости длинных сложных предложений на несколько
простых.
Объяснение узкоспециальных и малоизвестных терминов.
Замена словосочетаний типа выше было сказано или о чем будет сказано ниже на разговорные конструкции: я уже говорил об этом, об этом я скажу позже. Понятия выше и ниже в телевизионной речи должны быть исключены.

Слайд 13

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ

Умеренное использование цифрового материала; округление сложных дробных чисел, использование по

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ Умеренное использование цифрового материала; округление сложных дробных чисел,
возможности не цифр, а дефиниций кратности, особенно, если уместна сравнительность с чем-либо: вдвое, втрое, больше половины, менее четверти и т.д.
Замена сокращенных слов полными, включая и довольно распространенные и т.д., и и т.п.
Использование пунктуационного знака тире (в качестве факультативного) для выделения интонации перед актуализируемым словом.
Обозначение апострофом места ударения или труднопроизносимых фрагментов слов, если постановка данного ударения или произнесение фрагмента вызывают сложности у корреспондента или ведущего, озвучивающего текст.
Важнейшее свойство телевизионного текста: сочетание в себе общелитературных (книжно-письменных) норм с устно-разговорными. При этом часто возникает необходимость разграничения допустимых ненормативных речевых явлений, обусловленных спецификой телевидения, с простыми ошибками.

Слайд 14

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ВИДЕОМОНТАЖ МАТЕРИАЛА

Сюжет новостей — единственное произведение экранных искусств, при создании которого монтаж

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ВИДЕОМОНТАЖ МАТЕРИАЛА Сюжет новостей — единственное произведение экранных искусств, при создании
выполняет чисто технические функции, позволяя вычистить и упорядочить видеоряд, соединить его с закадровым текстом.
Монтаж сюжета — сугубо служебная операция в процессе подготовки сюжета к эфиру, которая не играет самостоятельной роли.
В новостях работают с планами не короче 2 секунд и не длиннее 5 секунд.
Недопустимо использовать приемы соединения кадров, как микшер (наплыв) или специальные видеоэффекты шторок и вытеснений. Только прямая склейка (CUT).
Задача монтажа — уплотнить, сжать, сгустить до максимума и воссоздать крайне простыми средствами визуальный образ пространства и времени происходящего события. Чтобы зритель понял, что, с кем и где произошло.
Монтаж визуализирует то, что несет закадровый текст.  Лучший монтаж не заметен зрителю
Из двух равных планов надо выбирать тот, где есть действие, экшен.

Слайд 15

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРИЕМЫ ВИДЕОМОНТАЖА

Последовательный принцип монтажа. Происходящее перед камерой действие монтируется так, как оно было

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРИЕМЫ ВИДЕОМОНТАЖА Последовательный принцип монтажа. Происходящее перед камерой действие монтируется так,
снято с разных точек, но в одном пространстве и времени.
вместо произвольных планов подбирают монтажные фразы — визуальные ряды, которые дают четкое и однозначное описание какого-то одного куска пространства, действия или временного отрезка события.
в монтаже сюжета присутствует ритм, то есть планы одинаковой длины повторяются с равномерной последовательностью.
в монтаже сюжета жестко соблюдается принцип оптической оси. Планы надо монтировать так, чтобы одна и та же демонстрация не шла навстречу самой себе, чтобы участники диалога были обращены лицом друг к другу, а не смотрели в разные стороны и чтобы реальный вектор движения объектов сохранялся.

Слайд 16

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРИЕМЫ ВИДЕОМОНТАЖА

При монтаже сюжета соблюдают принцип монтажности кино, согласно которому хорошо склеиваются планы:
• разные

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРИЕМЫ ВИДЕОМОНТАЖА При монтаже сюжета соблюдают принцип монтажности кино, согласно которому
по крупности (общий с крупным);
• разные по композиции;
• разные по оптическим осям (снятые с разных точек);
• одинаковые по свету;
• одинаковые по движению;
• одинаковые по фазе движения;
• одинаковые по темпу движения;
• одинаковые по динамике камеры (статичный со статичным, динамичный с динамичным).

Слайд 17

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ РАБОТА С ОТСНЯТЫМ МАТЕРИАЛОМ

Отсмотр видеоматериалов.
Расшифровка синхронов, стендапов, лайвов. С пометками входных и

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ РАБОТА С ОТСНЯТЫМ МАТЕРИАЛОМ Отсмотр видеоматериалов. Расшифровка синхронов, стендапов, лайвов. С
выходных точек.
Подготовка сценарного плана сюжета с закадровым текстом, синхронами героев, стендапами, лайвами и рэпераундами.
Монтаж по звуку.

Слайд 18

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Начинайте сюжет с адресного плана, то есть с показа на

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Начинайте сюжет с адресного плана, то есть с показа
общем плане места, где будет разворачиваться событие. У этого плана должен быть двухсекундный захлест для выдачи сюжета в эфир.
Не начинайте сюжет с синхрона. Зрители не поймут, кто говорит, почему и зачем.
Начинайте сюжет с лайва только в исключительном случае, когда в лайве содержится завязка события или это эксклюзивные кадры.
Начинайте сюжет со стендапа только в том случае, если это предусмотрено стилем новостей телекомпании.

Слайд 19

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Используйте в монтаже один снятый план только однажды.
Используйте в монтаже

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Используйте в монтаже один снятый план только однажды. Используйте
только планы, снятые со штатива.
Не используйте планы, в которых камера делает наезд трансфокатором, или медленную панораму.
Не используйте планы, в которых камера дрогнула или заметно качание горизонта съемки.
Не используйте планы, в которых есть операторский брак: расфокус, неправильный баланс, разваленная композиция, неправильная диафрагма, скошенные вертикали.
Максимально используйте планы, в которых есть движение и видна активность участников события — экшен.
Как можно реже используйте планы, в которых ничего не происходит или статичные («говорящие головы»).

Слайд 20

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Ставьте самые яркие и эксклюзивные кадры в самом начале сюжета.
Более

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Ставьте самые яркие и эксклюзивные кадры в самом начале
динамичные планы помещайте в начало и середину, а к концу сюжета используйте более спокойные.
Откажитесь от планов, хронометраж которых меньше 2 секунд и больше 5 секунд.
Панораму можно брать начиная с середины движения, но всегда следует доводить ее до финальной точки, не обрывая статичным планом, синхроном или стендапом.
Не ставьте перед статичным синхроном планы с активным движением.

Слайд 21

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Выдерживайте постоянный темп монтажа (примерно 3 секунды), ни в коем

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Выдерживайте постоянный темп монтажа (примерно 3 секунды), ни в
случае не ускоряя и не замедляя его.
Монтируйте осмысленные, последовательные и простые монтажные фразы, а не набор случайных кадров.
Не монтируйте видеоряд точно по предложениям закадровых фраз, чтобы не возник эффект акцента на склейке. Текст и кадр должны быть смещены друг относительно друга не меньше, чем на секунду.
Соблюдайте такую последовательность: сначала должен идти рассказ за кадром, а потом иллюстрирующий его видеоряд.
Соблюдайте единую пространственную топографию события — не допускайте «прыжков» из помещения на улицу и обратно, резкой смены места действия.

Слайд 22

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Не нарушайте реального пространственного движения участников события по оси съемки.
Не

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Не нарушайте реального пространственного движения участников события по оси
нарушайте реального хода события во времени, монтируйте его так, как оно происходило.
Крайне редко ставьте крупные планы.
Не монтируйте планы с одинаковым действием так, чтобы они стояли рядом. В соседних кадрах действия должны быть разными.
Не ставьте случайный план в монтажную фразу.
Не ставьте статичный план между двумя панорамами.
Откажитесь от планов, которые понравились вам на съемке, но оказались неудачными или не лезут в монтаж, включая кадр-образ.

Слайд 23

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Отдавайте предпочтение планам, проясняющим событие для зрителя, а не тем,

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Отдавайте предпочтение планам, проясняющим событие для зрителя, а не
которые чем-то понравились вам (например, планам с красивыми девушками не место в сюжете о пенсионерах).
Не стремитесь создать художественно-выразительный видеоряд, используйте один кадробраз на весь сюжет.
Избавьтесь от красивых планов, снятых для собственного удовольствия оператором.
Заканчивайте сюжет общим планом.
Не заканчивайте сюжет синхроном, вывод должен оставаться за репортером.
Смотрите на монтируемое глазами зрителя, стараясь, чтобы он получил ясное и однозначное представление о месте действия и герое события.
Не используйте в монтаже больше четырех синхронов.

Слайд 24

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Если закадровый текст сообщает о человеке, который появится в синхроне,

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Если закадровый текст сообщает о человеке, который появится в
человек этот должен быть в кадре с первых слов, называющих его. Если представление человека идет непосредственно перед синхроном (за 3-5 секунд до него), необходимо сделать занос по видео из синхрона, то есть на это предложение закадрового текста растянуть план говорящего без склеек.
Выходя из синхрона, особенно короткого, на закадровый текст необходимо оставить говорящего в кадре с заносом по видео еще на две секунды.
План, стоящий сразу после синхрона, должен возвращать зрителя в пространство действующего события.
После первого синхрона нельзя ставить встык синхрон второго участника сюжета, слова которого перекрываются закадровым текстом.
Нельзя стыковать в монтаже синхрон и лайв.

Слайд 25

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

В сюжете может быть не более одной перебивки на синхрон.
В

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА В сюжете может быть не более одной перебивки на
синхрон нельзя брать произнесенный репортером вопрос. Вопрос должен проговариваться в закадровом тексте.
Если вопрос репортера вклинивается в середину короткого и очень важного синхрона, так что его невозможно разрезать на два самостоятельных синхрона или склеить каким-то образом, то этот вопрос можно оставить по согласованию с редактором.
После короткого лайва необходимо продолжать план самого лайва на закадровом тексте не менее двух секунд.
План, после которого следует стендап, должен быть длиннее предпоследнего плана на одну секунду.

Слайд 26

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Нельзя монтировать встык стендап с лайвом.
Всегда проверяйте смонтированное на «проскоки»

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Нельзя монтировать встык стендап с лайвом. Всегда проверяйте смонтированное
— несколько кадров чужого плана, которые могут возникнуть при подклейке к синхрону. Если план, стыкующийся с синхроном, невозможно растянуть, надо подправить какой-то из соседних.
Всегда проверяйте смонтированное на «дырки» — один кадр черного поля, случайно оставшийся между двумя стыкующимися планами.
План, стыкующийся со стендапом, должен по композиции резко отличаться от фона стендапа, иначе в смонтированном материале репортер появится из ниоткуда.
Не делайте захлесты закадрового текста на стендап.
Перед стендапом делайте паузу в закадровом тексте и понижайте голос.

Слайд 27

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Ни в коем случае не монтируйте синхрон встык со стендапом:

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Ни в коем случае не монтируйте синхрон встык со
зритель не поймет, где участник события, а где репортер.
Используйте видеоархив и компьютерную графику для иллюстрации тех мест закадрового текста, к которым невозможно было что-либо снять.
Если в монтаже используется архивный видеоматериал, закадровый текст о нем должен находиться точно над архивными планами, не переходя на современные кадры.
Будьте консервативны в монтаже, как того требует сюжет новостей.
Сохраняйте интершум планов, на которых идет закадровый текст.
Дайте возможность монтировать сюжет монтажеру.
Постарайтесь полностью отстраниться от события, при котором присутствовали, и увидеть кадры как в первый раз.

Слайд 28

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

При использовании хроники и оперативных материалов и чужих видеоматериалов обязательно

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА При использовании хроники и оперативных материалов и чужих видеоматериалов
указывать источник.
Прослушивая синхроны при расшифровке, надо всегда отбирать самый короткий, самый яркий и самый простой. То есть тот, который соответствует формуле: 1 синхрон = 1 мысль.
перебивка — стык двух кусков синхрона перекрывается сторонними кадрами (например, изображением руки говорящего, или микрофона, или камеры, нацеленной на него); длина перебивки не может быть короче двух секунд;
флеш — стык перекрывается одним кадром (1/24 секунды) белого поля, который создает эффект вспышки: глаз зрителя невольно зажмуривается и пропускает стык кадров;
Титры (подпечатки) – Имя, Фамилия - должность/статус
Графика информационная

Слайд 29

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА

Ваш сюжет — продукт труда многих людей. Труд монтажера стоит

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ ПРАВИЛА МОНТАЖА Ваш сюжет — продукт труда многих людей. Труд монтажера
вровень с работой оператора. Лучше всего, если монтажер прочтет сценарий, быстро посмотрит исходный материал и сам смонтирует сюжет. Тогда он сделает объективный монтаж, свободный от эмоций, которые привносит съемка. Кроме того, как человек, незнакомый с событием, монтажер, стараясь понять, о чем идет речь в сюжете, смонтирует его так, что он будет понятен любому зрителю.

Слайд 30

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

 Название, подводка для ведущего (ЛИД) – в сценарии
Наличие Stand-Upa
Что? Где?

РЕПОРТАЖ/СЮЖЕТ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Название, подводка для ведущего (ЛИД) – в сценарии Наличие
Когда? В контексте
Раскрытие темы - проблематика
Вывод