Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Содержание

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали любой

Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали любой
описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы особенно полны необъяснимого очарования.

Слайд 3

Природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на котором живут и

Природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на котором живут и
действуют его герои. Она отражение их чувств, внутреннего состояния.

Слайд 4

Любимые персонажи писателя: Наташа Ростова и княжна Марья, Пьер Безухов и Андрей

Любимые персонажи писателя: Наташа Ростова и княжна Марья, Пьер Безухов и Андрей
Болконский - часто любуются окружающей красотой, «впуская» её в свою душу.

Слайд 5

Мы никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Бергов, Наполеона, уделяющих внимание

Мы никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Бергов, Наполеона, уделяющих внимание
картинам природы. Они самолюбивы и эгоистичны, их занимают лишь собственные персоны.

Слайд 6

С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой вечное обновление жизни, она становится

С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой вечное обновление жизни, она становится
свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь и изменить её.

Слайд 7

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное,
ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план.

Слайд 8

Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются очень простые, но,

Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются очень простые, но,
прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».

Слайд 9

После ранения и смерти жены Болконский ни о чем не мечтает, ничего

После ранения и смерти жены Болконский ни о чем не мечтает, ничего
не ждёт от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками », стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.

Слайд 10

Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение

Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение
собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», - и в голове героя проносятся печальные мысли.

Слайд 11

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным
свидетелем её разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает у девушки бурю эмоций, будит ее воображение. В душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Слайд 12

Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб. Но в этот раз старое

Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб. Но в этот раз старое
дерево предстает в ином обличье: «Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно.»

Слайд 13

В «Войне и мире» пейзаж показан и с точки зрения помещика, быт

В «Войне и мире» пейзаж показан и с точки зрения помещика, быт
которого скрашивают традиционные развлечения на природе.

Слайд 14

Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего

Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего
не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

Слайд 15

Освещая исторические события, повлиявшие на ход мировой истории, Толстой прибегает к образам

Освещая исторические события, повлиявшие на ход мировой истории, Толстой прибегает к образам
природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего.

Слайд 16

Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские

Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские
выводы о сущности войны. Писатель был убеждённым её противником, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.

Слайд 17

Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно

Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно
высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте...»

Слайд 18

В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После

В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После
битвы луга и поля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.

Слайд 19

А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском поле вечером 26 августа

А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском поле вечером 26 августа
1812 года. Это «слёзы неба» об убитых людях, защищавших свою родину,


или обманутых, «очарованных» сказкой о дальних московских землях, пришедших поживиться за чужой счёт, но нашедших здесь лишь могилу.

Слайд 20

Любоваться красотой могут многие, но почувствовать её, пропустить через своё сердце, наполниться

Любоваться красотой могут многие, но почувствовать её, пропустить через своё сердце, наполниться
ею, обогатиться духовно — дано не многим, а Лев Николаевич ещё и умеет всё это гениально отразить «на бумаге».

Слайд 21

Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского поля, картины охоты

Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского поля, картины охоты
и описание старого дуба - классические, непревзойдённые образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.
Имя файла: Роль-пейзажа-в-романе-Л.Н.-Толстого-«Война-и-мир».pptx
Количество просмотров: 362
Количество скачиваний: 1