Творчество Ю.П.Казакова

Содержание

Слайд 2

Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик

Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик

Слайд 3

Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян

Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян
Смоленской губернии.
В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».

Слайд 4

Когда мальчику было шесть лет, его отец был репрессирован. Семья жила

Когда мальчику было шесть лет, его отец был репрессирован. Семья жила в
в нищете. Юрий учился в строительном техникуме, окончил музыкальное училище имени Гнесиных и некоторое время играл в оркестре на контрабасе. Начал печататься в 1952 году.

Слайд 5

 

Впервые книги его рассказов — «Тэдди» (позднее «Тедди», 1957) и «Манька» (1958)

Впервые книги его рассказов — «Тэдди» (позднее «Тедди», 1957) и «Манька» (1958)
вышли в Архангельске. Первый сборник рассказов в Москве – «На полустанке» (1959).

Слайд 6

Его проза проникнута лиризмом, любовью к природе, отмечена музыкальностью ритма… Главное в

Его проза проникнута лиризмом, любовью к природе, отмечена музыкальностью ритма… Главное в
его рассказах — не какие-либо необычайные события, а проникновенное запечатление повседневности, обретающей под его пером поэтическое звучание.

Слайд 7

1953- 1958 - годы обучения Казакова в Литературном институте им. М. Горького.

1953- 1958 - годы обучения Казакова в Литературном институте им. М. Горького.
Многие рассказы, созданные в эти годы начинающим писателем, войдут во все его сборники и составят золотой фонд прозы периода “оттепели”. Рассказ “На полустанке” (1954) написан в аудитории института по заданию преподавателя - В. Шкловского.

Слайд 8

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое
(1956), Некрасивая (1956) и др.

Ю. Казаков был на севере и получил от него огромное количество впечатлений и удовольствий. Там он сблизился с природой, почувствовал её, увидел её красоту и понял её беззвучный язык. Читая собрание рассказов « Голубое и зелёное», заметно, что в большинстве события развёртываются на Севере или как-то связаны с ним. Не смотря на то, что в описании Ю. Казакова природа живая и красивая, там присутствует печаль и грусть. Его произведения ясны и понятны. Свои переживания автор передаёт через описание героев и природы в одних рассказах, в других - с помощью своих мыслей. Он учит тому, что человек должен любить и любоваться природой, оберегать её.              

Слайд 9

Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ

Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал
стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Слайд 10

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в
набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.

Слайд 11

В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое море и с тех

В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое море и с тех
пор “заболел” Севером. Сотни километров прошел он с рюкзаком за плечами, тысячи - на рыболовецких карбасах и сейнерах. Тема Русского Севера, открытая когда-то М.М. Пришвиным, по-новому зазвучала во многих рассказах Казакова, в книге очерков ”  Северный дневник”.

Слайд 12

Юрий Казаков - мастер малого прозаического жанра: рассказа и очерка. “Задумал я

Юрий Казаков - мастер малого прозаического жанра: рассказа и очерка. “Задумал я
не более не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа”, - писал он В. Конецкому в ноябре 1959 г. Через 20 лет, отвечая на вопросы корреспондента “Литературной газеты”, писатель подтвердил свою верность этому жанру: “Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть импрессионистически - мгновенно и точно”.

Слайд 13

Юрий Казаков пришел в литературу, когда возникла острая необходимость в талантах такого

Юрий Казаков пришел в литературу, когда возникла острая необходимость в талантах такого
рода. Литература понемногу отвоевывала свою исконную территорию - нравственную проблематику. Созревали новые пласты литературы, тематические и стилистические. Морская, молодежная лирическая проза существенно обогатились с приходом Ю. Казакова. В его рассказах критики выделяли тему русского Севера и детскую тему, отмечали обостренное восприятие неотвратимости смерти и пафос мужественного отношения к жизни, мотивы дороги, странничества - и тоски по дому, импрессионистичность восприятия, умение оставить финал открытым.

Слайд 14

Тонкий дар лирического восприятия мира сочетается у Казакова с жестоко-беспощадным взглядом на

Тонкий дар лирического восприятия мира сочетается у Казакова с жестоко-беспощадным взглядом на
противоречия и дисгармоничность реальной жизни. Таковы, например, рассказы о бегстве людей из деревни в город, первом тревожном симптоме надвигающегося социального бедствия - “На полустанке” (1954), “В город” (1960), “Запах хлеба” (1961). Казаков взволнован тем, как искажается духовный облик его современников, как возникает в душах пустота, которую нечем заполнить. За обманчиво бесстрастным тоном повествования чувствуется поистине чеховское отношение к персонажам, глубинное, потаенное сострадание к человеку.

Слайд 15

Люди срываются с насиженных мест в поисках лучшей, “легкой” жизни: некоторые из

Люди срываются с насиженных мест в поисках лучшей, “легкой” жизни: некоторые из
них так и не находят себе пристанища. Так возникает в художественном мире Юрия Казакова тип странника, скитальца. Писатель, сложивший в “Северном дневнике” вдохновенную оду дороге, считавший, что “не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колес, шуме воды или шорохе собственных шагов”, предельно честен в изображении такого типа людей, как Василий Панков (”Легкая жизнь”, 1962), Иоанн (”Странник”, 1956), Илья Снегирев (”По дороге”, 1961). Дорога “может обернуться ловушкой для натуры неразвитой, принести ей внутреннее опустошение”. Куда и зачем ехать, как и зачем жить? Без попытки ответить на эти вопросы, “без нравственного чувства, без призвания - словом, без внутренней идеи, придающей жизни смысл и значение”, она становится легкой, пустой, бездумной.

Слайд 16

В 1958 г. Казаков был принят в Союз писателей по рекомендации К.

В 1958 г. Казаков был принят в Союз писателей по рекомендации К.
Г. Паустовского. Большая часть рассказов Юрия Казакова написана в 1956-1962 гг. В 1960-х годах вышло несколько его сборников, в 1973 г. был издан “Северный дневник”. После разгрома альманаха “Тарусские страницы” (1961), где были помещены три рассказа писателя, доступ в “толстые” журналов был резко ограничен. Несколько лет он работал над переводом с казахского романа А. Нурпеисова “Кровь и пот”. Его произведения переведены на многие языки, опубликованы в Чехословакии, Польше, Англии, Франции, США и др. Казаковым написано несколько киносценариев, по некоторым из них сняты фильмы (”Голубое и зеленое”, “Тедди”, “Великий самоед”). Наброски и неосуществленные замыслы писателя опубликованы в книге “Две ночи” в 1986 г., спустя четыре года после его смерти.

     

Слайд 17

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с
обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын

Слайд 18

Скончался писатель в Москве 29 октября 1982 года.

Скончался писатель в Москве 29 октября 1982 года.

Слайд 19

Использованы материалы:

сайта http://www.krugosvet.ru/
ru.wikipedia.org/wiki
www.roman.by/r-81119.html
Большая советская энциклопедия

Использованы материалы: сайта http://www.krugosvet.ru/ ru.wikipedia.org/wiki www.roman.by/r-81119.html Большая советская энциклопедия
Имя файла: Творчество-Ю.П.Казакова.pptx
Количество просмотров: 543
Количество скачиваний: 4