Рождество Пресвятой Богородицы

Содержание

Слайд 2

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч.Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч.Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς
Θεοτόκου[источник не указан 222 дня] — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение Девы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви .

Слайд 3

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы
Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).

Слайд 4

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст.) в

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст.)
церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных.

Слайд 5

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.
григорианскому календарю.

Слайд 6

Событие праздника

Событие праздника
С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса

Событие праздника Событие праздника С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы
Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.

Слайд 7

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и
как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы.

Слайд 8

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

В Новом ЗаветеВ Новом Завете содержатся очень скудные сведения о

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы В Новом ЗаветеВ Новом Завете содержатся очень скудные сведения
земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифическогоВ Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия ИаковаВ Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Слайд 9

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — ИоакимаСогласно

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима
данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей.

Слайд 10

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы

Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник
отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась.

Слайд 11

Видение ангела

В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь

Видение ангела В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что
внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

Слайд 12

Золотые ворота

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

Золотые ворота После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

Слайд 13

Иоаким

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот,

Иоаким И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у
увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала:

Слайд 14

АННА

Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова,

АННА Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не
будучи бесплодною, я теперь зачну!

Слайд 15

Покой

И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.
— Протоевангелие Иакова

Покой И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме. — Протоевангелие Иакова (4:7-8)
(4:7-8)

Слайд 16

Анна

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей

Анна После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей
месяцы, и Анна в девятый месяц родила».

Слайд 17

Обет

Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в

Обет Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда
обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Слайд 18

«Протоевангелие Иакова»

Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и

«Протоевангелие Иакова» Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей.
православной церквей.

Слайд 19

Иконописцы

К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные

Иконописцы К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).
художники (например, Джотто).

Слайд 20

Дата празднования

Дата празднования
Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на 9 месяцев

Дата празднования Дата празднования Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на
от даты православного праздника ЗачатияДата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет:

Слайд 21

Дата празднования

«Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и

Дата празднования «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев
родилась без мужа, но это несправедливо.

Слайд 22

Дата празднования

В латинском обрядеВ латинском обряде Католической церквиВ латинском обряде Католической церкви

Дата празднования В латинском обрядеВ латинском обряде Католической церквиВ латинском обряде Католической
и у англиканВ латинском обряде Католической церкви и у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы МарииВ латинском обряде Католической церкви и у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до Рождества).

Слайд 23

Сирийская церковь

В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября, в то

Сирийская церковь В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября, в
время как коптские христиане Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября, в то время как коптские христиане отмечают этот праздник 9 мая.

Слайд 24

Базилик святой Анны

Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой АнныСвятая

Базилик святой Анны Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой
Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима .

Слайд 25

Первое упоминание

Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке

Первое упоминание Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V
на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496)..

Слайд 26

Греческая церковь

Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после

Греческая церковь Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро
этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан[уточнить], св. Августин Блаженный..

Слайд 27

Палестинское предание

Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме построила в

Палестинское предание Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме построила
Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы .

Слайд 28

VII век

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не

VII век Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII
был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XIIНесмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков..

Слайд 29

Лионский собор

Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника

Лионский собор Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву
обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) установил для праздника бдение (vigilia) с постом) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.

Слайд 30

Монастырь святой Анны

Вход в монастырь святой АнныВход в монастырь святой Анны, находящийся,

Монастырь святой Анны Вход в монастырь святой АнныВход в монастырь святой Анны,
по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима .

Слайд 31

Тропарь

Основные песнопения праздника На церковнославянском (транслитерация)На русском.Тропарь праздникаРождество Твое, Богородице Дево, радость

Тропарь Основные песнопения праздника На церковнославянском (транслитерация)На русском.Тропарь праздникаРождество Твое, Богородице Дево,
возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь

Слайд 32

Кондак

Кондак праздникаИоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли

Кондак Кондак праздникаИоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от
смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни

Слайд 33

Задостойник

ЗадостойникПрипев: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем девство, и

Задостойник ЗадостойникПрипев: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем девство,
странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.
Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

Слайд 34

Величание

ВеличаниеВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим

Величание ВеличаниеВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное
рождество Твое.Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются.

Слайд 35

Место Рождества

Место Рождества
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева

Место Рождества Место Рождества Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и
Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима.

Слайд 36

Львиные ворота.

Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако

Львиные ворота. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.
точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м

Слайд 37

Монастырь святой Анны

На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже

Монастырь святой Анны На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом
его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

Слайд 38

Вифезда

Католики указывают место дома в непосредственной близости от ВифездыКатолики указывают место дома

Вифезда Католики указывают место дома в непосредственной близости от ВифездыКатолики указывают место
в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.