Слайд 2Периодизация истории русской культуры XVIII в.
Первый период (конец XVII – первая
четверть XVIII в.) – становление новой культуры.
Второй период: (середина – вторая половина XVIII в. )– развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной традиционной культуры.
Слайд 3ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ в XVIII в.
В годы правления Петра I проблема
школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой.
В России начала создаваться система светского образования, которая действовала наряду с системой духовного просвещения.
Слайд 4Образование
в России в XVIII в.
Сословный характер
Создание светского образования (начальное,
среднее, высшее), действовавшего наряду с системой духовного просвещения
Создание новых учебников, развитие книготорговли
Открытие первой в России публичной библиотеки (1714 г.)
Слайд 5Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II)
Талантливый русский педагог И.И. Бецкой
– проводник политики Екатерины II в области просвещения, разработал «Генеральное учреждение обоего пола юношества», утвержденное императрицей, для воспитания детей в закрытых сословных учебных заведениях
Слайд 6Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II)
Создание Воспитательных домов в Москве
(1764) и Петербурге(1770) для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев.
Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764).
Открытие Демидовского лицея для детей купцов и мещан (1772)
Открытие Екатерининского института для детей купцов и мещан (1779)
Слайд 7Школьная реформа в России (80-е годы XVIII в.)
В 1782-1786 гг. в России
была проведена школьная реформа, положившая начало созданию системы общеобразовательной школы с едиными учебными планами и единой методикой обучения.
Большую роль в проведении реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево.
Школьная система была двухступенчатой:
В уездных городах – малые народные училища (2-летнее обучение)
В губернских городах – главные народные училища (4-летнее обучение).
К концу XVIII в. в стране было создано 400 народных училищ.
Слайд 8Наука в России в XVIII в.
Открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.)
– важнейший этап развития российской науки в XVIII столетии.
В Российской академии наук работали крупные ученые: математики Л.Эйлер, Д. Бернулли, астроном Ж.Делиль, физики Д.Рихман, Ф. Эпинус.
Слайд 9Наука в России в XVIII в.
М.В. Ломоносов
(1711- 1765) – великий
русский ученый, один из титанов мировой науки. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где бы не проявился его гений.
Слайд 10М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в.
Естественно-математические науки:
М.В. Ломоносов - один
из основоположников физической химии.
Открытие закона сохранения энергии
Предположения об атомно-молекулярном строении вещества
Открытие атмосферы на Венере – основание астрофизики
Слайд 11М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в.
Гуманитарные науки и литература:
В истории М.В.
Ломоносов первым выступил против норманской теории;
«Российская грамматика» - первая научная грамматика русского языка;
В поэзии – создание силлабо-тонического стихосложения (оды, поэмы и стихотворения)
Слайд 12М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в.
Основатель старейшего Российского университета – Московского
(1755 )
Первыми профессорами университета были его ученики :
А. А. Барсов и Н. Н. Поповский.
Университет имел три факультета:
Философский с отделениями словесным и физико-математическим
Юридический
Медицинский
Слайд 13Техника в России в XVIII в.
Кулибин Иван Петрович (1735 — 1818) -
русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца.
В 1764—67гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 г. императрице Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН.
Слайд 14Техника в России в XVIII в.
В 1779 Кулибин сконструировал знаменитый фонарь (прожектор),
дававший мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях — для освещения мастерских, судов, маяков и т. д.
В 1791 г. Кулибин Иван Петрович изготовил повозку-самокатку, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.
Слайд 15Архитектура России XVIII в.
В области градостроительства был совершен переход от радиально-кольцевой к
регулярной планировке. Ее основные черты:
Геометрическая правильность, симметричность
Единые правила и приемы в застройке улиц
Определенное соотношение размеров и высоты зданий.
Слайд 16Архитектура России XVIII в.
Господствующий стиль архитектуры первой половины XVIII в. – барокко
(от итал. «вычурный»).
Характерные черты:
Монументальность
Изогнутые линии фасадов
Крупнейший мастер стиля барокко – В.В. Растрелли
Слайд 17Архитектура России XVIII в.
Доменико Трезини – выдающийся русский архитектор раннего барокко в
России, осуществлявший планировку и застройку Петербурга.
Слайд 18Архитектура России XVIII в.
Д. Трезини – автор знаменитых петербургских архитектурных творений –
это собор Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий.
Слайд 19Архитектура России XVIII в.
В Москве гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом
Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки).
Слайд 20Литература России XVIII в.
Расцвет русской литературы – вторая половина XVIII в.,
когда была создана развитая система жанров:
Ода
Басня
Элегия
Трагедия
Комедия
Повесть
Роман.
Слайд 21Литература России XVIII в.
Вторая половина XVIII века – начало формирования художественно-реалистического направления
в русской литературе (Д.И. Фонвизин).
Д.И, Фонвизин –автор комедий «Бригадир», «Недоросль».
Слайд 22Литература России XVIII в.
В конце XVIII в. В русской литературе развивается стиль
сентиментализма – его расцвет связан с творчеством Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»).
Слайд 23Живопись в России XVIII в.
В первой половине века основные жанры: портрет (А.М.
Матвеев и И.Н. Никитин);
гравюра (А.Ф.Зубов и А.И. Ростовцев)
Во второй половине века основные жанры:
исторический и мифологический (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов),
бытовой (М.Шибанов),
портрет (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В. А. Боровиковский)
Слайд 24Живопись в России XVIII в.
Ф.С. Рокотов – мастер женского портрета XVIII в.
Слайд 25Живопись в России XVIII в.
Левицкий Д Г. – крупнейший русский художник второй
половины XVIII в., мастер парадного портрета.
Портрет Екатерины II (1780) – его известная работа в этом жанре.
Слайд 26Живопись в России XVIII в.
Портрет М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского –
яркий образец
сентиментализма в русской живописи конца XVIII в.
Слайд 27Скульптура в России XVIII в.
Основной жанр русской скульптуры – портрет.
Скульпторы:
Б.
Растрелли,
Ф.И. Шубин,
М.И. Козловский,
Э. Фальконе.
Слайд 28Скульптура в России XVIII в.
Шубин Федот Иванович (1740-1805) - скульптор. Его творчество
было вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. Родился на Севере, в семье холмогорских крестьян, среди которых издавна процветала резьба по кости.
Зимой 1759 девятнадцатилетним юношей, с обозом рыбы приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться скульптурному мастерству. Возможно, на первых порах ему помог земляк - Ломоносов М.В.
В 1761, покровительствуемый Ломоносовым М.В. и первым попечителем Академии художеств Шуваловым И. И., Шубной Ф.И. был внесён в списки учеников под именем Федота Шубина.
Слайд 29Скульптура в России XVIII в.
Шубин Ф.И. – замечательный мастер скульптурного портрета XVIII
в.
Портрет Барышникова И.С. 1778 – известная работа его в этом жанре.
Слайд 30Скульптура в России XVIII в.
Статуя «Екатерина-законодательница»
Ф.И. Шубина (1789-1790), изображающая императрицу Екатерину
II в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом при жизни автора.
Слайд 31Театр в России XVIII в.
Федор Григорьевич Волков – основатель первого в России
профессионального театра в г. Ярославле (1750 г.).
Современное здание Академического театра драмы в г. Ярославле создано в 1911 г.
Слайд 32Музыка в России в XVIII в.
В 1738 г. В Петербурге была открыта
первая русская школа балета.
В XVIII в. были написаны первые русские оперы – «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Анюта или Несчастье от кареты» В.А. Пашкевича.
Слайд 33Музыка в России в XVIII в.
Сюжет оперы В.И. Пашкевича «Анюта» (1779 )
посвящен злободневной для того времени теме - идолопоклонству перед всем иностранным и пренебрежением ко всему отечественному.
В опере высмеивается помещик Фирюлин, мечтающий о покупке французской кареты. Для того чтобы осуществить мечту, помещик намерен продать в рекруты своего крепостного Лукьяна.
Другая линия - любовная. У Лукьяна есть невеста Анюта, в нее также влюблен Приказчик, который радуется возможности выполнить приказ барина: ведь тогда Анюта достанется ему. Однако старый приятель Лукьяна, барский шут Афанасий берется поправить дело. По его наущению Лукьян, затвердивший несколько французских слов, пытается объясниться с барином по-французски. Помещик растроган: простые люди, оказывается, не чужды европейского просвещения! Он освобождает Лукьяна и разрешает ему жениться на Анюте.
Слайд 34Музыка в России в XVIII в.
Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (укр Дмитро Степанович Бортнянський, 1752 —
1825) — русский композитор.
Родился на Украине , в г. Глухове.
Основоположник русской композиторской школы, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции.
Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге.
Выдающийся мастер хоровой духовной музыки.
Автор опер «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей.
Слайд 35Музыка в России в XVIII в.
Макси́м Созо́нтович Березо́вский
(1745, Глухов —1777, Санкт-Петербург) — русский
композитор украинского происхождения.
Березовский — автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами русского хорового искусства XVIII века.