Слайд 2Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта
новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.
Слайд 3В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева,
Слайд 5в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
Слайд 7 В 1679 г. появляется новая печатная азбука.
Слайд 9В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая
подьячих для государственных учреждений
Слайд 11в 1680 г. - школа при Печатном дворе
Слайд 13В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701
г. - академия), которое стало первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук
Слайд 15В 17-м в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть
о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».
Слайд 18Симеон Полоцкий ввел два новых жанра - поэзию и драматургию, создав стихотворные
произведения и пьесы, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.
Слайд 19Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп
Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.
Слайд 20Во второй половине 17-го в. появляются первые портретные изображения с элементами реального
сходства. Зарождается светская портретная живопись.
Слайд 22Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при
Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» (или «Насаждение дерева российского государства»), на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.
Слайд 24Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Помимо создания шедевров деревянного зодчества,
культовых построек в Коломенском и на русском Севере, значительно увеличивается количество зданий, возводимых из камня.
Слайд 26В зодчестве 17-го в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль,
который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко, - московское (или нарышкинское) барокко.
Слайд 28Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор.
Примеры этого стиля - церкви Покрова в Филях (1693) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).
Слайд 30ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В УБОРАХ
Слайд 31В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения
- гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.
Слайд 36Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.
Слайд 38Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания.
Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены знания по математике, физике и химии.