Слайд 2ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории человеческой
![ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-1.jpg)
культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями — так называемой «славной революцией» в Англии (1688—1689) и Великой французской революцией 1789—1795 гг.,— именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи — прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости.
Слайд 3ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Идеи Петра о просвещении российского общества, воспитания
![ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Идеи Петра о просвещении российского общества,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-2.jpg)
"новой породы людей", полезных обществу нашли отражение в изобразительном искусстве. Появляется целая плеяда молодых художников, которые в своем портретном творчестве оставили потомкам образы выдающихся людей эпохи Просвещения.
Слайд 5НИКИТИН ИВАН НИКИТИЧ
Любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример
![НИКИТИН ИВАН НИКИТИЧ Любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-4.jpg)
патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня. И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека.
Слайд 6«Портрет напольного гетмана» (1720-е).
![«Портрет напольного гетмана» (1720-е).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-5.jpg)
Слайд 7«Портрет царевны Натальи Алексеевны»
![«Портрет царевны Натальи Алексеевны»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-6.jpg)
Слайд 8АНТРОПОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
Родился А. П. Антропов в семье солдата Семеновского полка. В
![АНТРОПОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ Родился А. П. Антропов в семье солдата Семеновского полка.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-7.jpg)
1732 г. он был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. М. Матвеева. Овладев профессиональными навыками, с 1739 г. работал там же в "живописной команде", которой руководил И. Я. Вишняков. В 1740-50-х гг. художник выполнял декоративные росписи во дворцах Петербурга и его пригородов. В 1755 г. Антропова пригласили в Москву, где он расписал плафон во дворце графов Головиных. Когда же в 1759 г. по инициативе графа И. И. Шувалова был основан Московский университет, художнику предложили место живописного мастера на факультете искусств. Оставался он там недолго, так как в 1761 г. получил назначение на должность главного художника Святейшего Синода в Петербурге.
Слайд 9 «Портрет статс-дамы
А. М. Измайловой» (1759).
![«Портрет статс-дамы А. М. Измайловой» (1759).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-8.jpg)
Слайд 10«Портрет императора Петра III» (1762), выполненный художником для Сената.
![«Портрет императора Петра III» (1762), выполненный художником для Сената.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-9.jpg)
Слайд 11РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ
Ф. С. Рокотов происходил из крепостных крестьян князей Репниных. Скудные
![РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ Ф. С. Рокотов происходил из крепостных крестьян князей Репниных.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-10.jpg)
биографические сведения ничего не сообщают нам ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Но портреты его прекрасны и чувственны. Ими можно очень долго любоваться.
Слайд 13Так же Рокотов Фёдор Степанович написал портрет супруга
А. П.Струйской –
Н.Е.
![Так же Рокотов Фёдор Степанович написал портрет супруга А. П.Струйской – Н.Е. Струйского.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-12.jpg)
Струйского.
Слайд 14В портретах Ф.С.Рокотова ощущается особое отношение художника и его модели. Наиболее известным
![В портретах Ф.С.Рокотова ощущается особое отношение художника и его модели. Наиболее известным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-13.jpg)
произведением является «Портрет графа И.Орлова».
Слайд 15ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Д. Г. Левицкий принадлежал к старинному украинскому роду. Отец художника
![ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ Д. Г. Левицкий принадлежал к старинному украинскому роду. Отец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-14.jpg)
был потомственным священником и одновременно занимался гравюрой. Именно отец стал первым учителем будущего художника. Левицкий учился на родине, в Киеве, у А. П. Антропова, а затем в Петербурге. В портретах Левицкого виртуозно изображены материалы — шелковистый тяжёлый атлас, лёгкие воздушные кружева; все предметы на картинах почти осязаемы.
Слайд 16«Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия» (1783).
![«Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия» (1783).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-15.jpg)
Слайд 17Прокопий Акинфиевич Демидов (1773 г.)
![Прокопий Акинфиевич Демидов (1773 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-16.jpg)
Слайд 18БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ
В. Л. Боровиковский родился в небогатой семье, происходившей из украинских
![БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ В. Л. Боровиковский родился в небогатой семье, происходившей из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-17.jpg)
казаков. Отец его и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Естественно, что иконописцем стал и Владимир. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. В 1787 г. он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из "путевых дворцов", возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, носящий следы болезненной экзальтированности. Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был А. Г. Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.
Слайд 19Портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795)
![Портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-18.jpg)
Слайд 21АРГУНОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов -
![АРГУНОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-20.jpg)
художников и архитекторов. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
Слайд 22«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)
![«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-21.jpg)
Слайд 23ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ
А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел
![ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-22.jpg)
и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 г., как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.
Слайд 26В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую
![В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/883834/slide-25.jpg)
картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.