Слайд 2Я представлю вам краткую историю и технологию Федоскинской лаковой миниатюры -прекрасного образца
народного промысла в России.
Мой рассказ будет иллюстрироваться зимними пейзажами и сюжетными сценами , выполненными на этих чудесных изделиях .
Слайд 3Федоскинская миниатюра - не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий
уникально и может украсить любую коллекцию. Они создавались на заказ для фонда президента РФ, королевы Елизаветы, принца Уильяма и других... Миниатюры хранятся в коллекциях по всему миру и представлены в музеях разных стран.
Слайд 4Этот промысел сложился в конце XVIII в. Искусство возникло из-за популярности в
Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами.
Слайд 5Есть в России небольшой поселок, где вот уже больше двухсот лет традиционно
занимаются росписью. В 20-и километрах от Москвы, в небольшом, уютном селе Федоскино, располагается исторический центр лаковой миниатюры, основанный купцом Петром Коробовым в 1795 году.
Слайд 6 На изделия, в т.ч. шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Они не
подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.
Слайд 7Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи, в 30 км
от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие разные!
Слайд 8Федоскино – школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру.
Шкатулка Федоскино – изделие из папье-маше, расписанное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.
Слайд 9Федоскинская миниатюра — это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет
достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух».
Слайд 10Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая
свадьба и лаковые козырьки для фуражек. Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии.
Слайд 11Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую
фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной, размоченной и спрессованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду.
Слайд 12Об успешном человеке в то время говорили: "И сыт, и пьян и
нос в табаке". Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать.
Слайд 13Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких
кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили... Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин.
Слайд 14Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу и
положил глаз купец – Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. Жених оказался шустрый, не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев.
Слайд 15А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо, герб Российской империи –
двуглавого орла, – но! – только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Так Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А это означало почёт и уважение, и качество, соответствующее требовало. Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но каждый по-своему.
Слайд 16Сын Лукутина Александр что называется "горел" на производстве. Самолично делал эскизы для
будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде.
Слайд 17В результате такого "управления" в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься
в Жостово (кто не знает – промысел по производству расписных подносов). Правда потом многие возвратились и создали артель, которая и помогла сохранить традиции.
Слайд 18В начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая "производила искусство" на конвейерной
основе. А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе.
Слайд 19Кстати. Очень интересный факт: в те военные годы Сталин подписал указ, по
которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.
Слайд 20Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого – чистый древесный картон.
Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри – красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!
Слайд 21В основе Федоскинской лаковой миниатюры лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В
этой технике работали старые мастера классической живописи – Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс... Эта техника позволяет создавать наиболее реалистические, живые изображения.
Процесс изготовления лаковой миниатюры включает в себя несколько этапов:
Слайд 22Грунтовка
Грунт – это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности,
и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.На грунт с помощью кальки переводится силуэт рисунка.
Слайд 23Замалёвок
Накладывают первым слой живописи. Называется "замалёвок". В нем следует отобразить основные цвета
и тени. Деталей нет.
Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" – вообще не сохнут.
Слайд 24Перемалёвок
Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После
каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком
Слайд 25Бликовка
Последний слой – "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики,
мельчайшие детали.Затем сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоев.
Слайд 26Готовая шкатулка
На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным перышком рисуем орнамент,
подписываем имя художника и дату изготовленияКорпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоев) и отполировать. Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.
Слайд 27Техника Федоскинской миниатюры
Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: "письмо по-плотному" и
"письмо по-сквозному"Традиционной федоскинском миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект.
Слайд 28Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком
с подмешанными в него белилами (так называемая гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото.
Слайд 29Наряду с миниатюрной живописью и золотым орнаментом в Федоскине были разработаны приемы
оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, под ясень, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева и др.