Русский национальный костюм архангельской области

Содержание

Слайд 2

Традиционный сарафанный комплекс, состоял из рубахи, одной или нескольких юбок и фартука.

Традиционный сарафанный комплекс, состоял из рубахи, одной или нескольких юбок и фартука.
Его обязательными атрибутами являлись пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь, а дополнениями могли служить различные по форме и конструкции шейные и нагрудные украшения, ювелирные изделия: серьги, кольца, браслеты.

Слайд 3

Головные уборы русского Севера

Девичий головной убор – повязка.
Галун, жемчуг, перламутр.

Головные уборы русского Севера Девичий головной убор – повязка. Галун, жемчуг, перламутр.

Слайд 4

Свадебные костюмы

Свадебный костюм Шенкурский уезд

Костюм пинежской невесты

Свадебные костюмы Свадебный костюм Шенкурский уезд Костюм пинежской невесты

Слайд 5

Венец

Девушку на обряде «смотренья» водили к жениху и родне. Поверх золотой повязки

Венец Девушку на обряде «смотренья» водили к жениху и родне. Поверх золотой
надевался большой плоский венец , низанный жемчугом.

Слайд 6

Девичей венец, серьги конец XIIX века.

Девичей венец, серьги конец XIIX века.

Слайд 7

Женские головные уборы. Повойники.

Повойник. Шапочка с мягким ничем не украшенным околышком и

Женские головные уборы. Повойники. Повойник. Шапочка с мягким ничем не украшенным околышком
бархатным или шелковым донышком, ушитым вписанными в круг золотными узорами или бисерной вышивкой.

Повойник поморской замужней женщины

Повойник Мезенского уезда Архангельской облсасти

Слайд 8

На повойник навязывали «кустышки» - яркий шелковый платок, концы которого стояли «как

На повойник навязывали «кустышки» - яркий шелковый платок, концы которого стояли «как заячьи ушки».
заячьи ушки».

Слайд 9

ГОЛОВНОЙ УБОР КОКОШНИК

Кокошник Архангельская губерния. Речной жемчуг, перламутр

ГОЛОВНОЙ УБОР КОКОШНИК Кокошник Архангельская губерния. Речной жемчуг, перламутр

Слайд 10

Головные уборы

Борушка. Вологодская губерния. Золотное шитье, вышивка перламутром, половинчатым жемчугом и

Головные уборы Борушка. Вологодская губерния. Золотное шитье, вышивка перламутром, половинчатым жемчугом и
цветными стеклами. Такого типа головные уборы на Севере называли «сборник», «морхатка», «шамшура»

Слайд 11

Современные головные уборы на основе народных

Бандана -повойник

Косынка на голову

Современная косынка на голову

Современные головные уборы на основе народных Бандана -повойник Косынка на голову Современная косынка на голову

Слайд 12

Платки

Каргопольский платок.
Вторая половина XIX века.

Каргопольское шитье

Головные платки из белого полотна, которыми

Платки Каргопольский платок. Вторая половина XIX века. Каргопольское шитье Головные платки из
славились каргопольские мастерицы. Крупные узоры напоминают узоры солярных кругов и овалов на каргопольских прялках.

Слайд 13

Традиционный костюм поморов.
Архагельская губерния

Женский праздничный костюм Каргопольский уезд.

Традиционный костюм поморов. Архагельская губерния Женский праздничный костюм Каргопольский уезд.

Слайд 14

Рубаха

Основой комплекса женской одежды была рубаха. Рубаха могла быть цельнокроеная и

Рубаха Основой комплекса женской одежды была рубаха. Рубаха могла быть цельнокроеная и
составная( верхняя часть называлась «рукава», нижняя – стан. на Русском Севере были распространены цельнокроеные и составные рубахи двух видов: с прямыми плечевыми вставками-поликами, или с поликами, слитными с рукавом, и бесполиковые (туникообразные) рубахи. Рубашки с прямыми поликами имели два варианта кроя. В первом случае вставки-полики пришивались по уточной нити центрального полотна ткани, из которого шилась рубаха, а во втором — по основе ткани. Полик расширял верхнюю плечевую часть рубахи, отчего ворот ее собирался в мелкие сборки. Такие рубахи были распространены на Поморье, в Мезени, Пинежье и в Вологодской губернии.
В старину узоры и вышивки на рубахах делались с зашифрованными символами-оберегами, которые охраняли человека от злых духов которые могли проникнуть к телу человека. Вышивкой украшались ворот,рукав и подол.

Слайд 15

Холщевая рубаха обычно вышивалась нитями красными синими и белыми нитями. Основной цвет

Холщевая рубаха обычно вышивалась нитями красными синими и белыми нитями. Основной цвет был красный.
был красный.

Слайд 16

Пояса

Пояс с древнейших времен обязательная деталь женской мужской и детской одежды. Пояс

Пояса Пояс с древнейших времен обязательная деталь женской мужской и детской одежды.
не только служил для удержания одежды , но и он являлся и оберегом от внешних враждебных сил. Пояса изготавливали на сложном ткацком стане и на простых приспособлениях: дощечках и бердышках. На русском севере носили пояса с ярким и фактурным рисунком. На парчовые или шелковые сарафаны пояс не повязывался, пояс в этом случае носили под сарафаном.

Слайд 17

Декоративные детали праздничной женской одежды

Спереди сарафан украшался золотым галуном и вырезанными ажурными

Декоративные детали праздничной женской одежды Спереди сарафан украшался золотым галуном и вырезанными
металлическими пуговицами. При изготовлении пуговиц использовались сложные ювелирные техники: чернь – на поверхности пуговицы выполнялся рисунок заполненный в углублениях черным сплавом, скань или филигрань – узор из тонкой серебряной проволоки .Зернь припаянные крошечные золотые, серебряные или медные шарики, со вставками серебра жемчуга и перламутра.

Слайд 18

Украшения

Заборошник

Косник

Украшения Заборошник Косник

Слайд 19

Серьги

Для изготовления серег использовали серебро, медные сплавы, олово , кость, бисер.
Применяли технику

Серьги Для изготовления серег использовали серебро, медные сплавы, олово , кость, бисер.
литья, чеканку, накладную скань, зернь и гравировку. Золотые и серебряные серьги украшали эмалью и драгоценными камнями.
Для жителей Севера излюбленным дополнением праздничного наряда служили жемчужные серьги.
Наиболее распространена форма- бабочки с расправленными крыльями.
Мелкие жемчужены или бисер нанизывались на упругий конский волос и им оплетали латунную подвеску.