Сербряный век как культурно-историческая эпоха

Содержание

Слайд 2

Термин «серебряный век»

Впервые это название было предложено философом Н.А.Бердяевым, но чётко оно

Термин «серебряный век» Впервые это название было предложено философом Н.А.Бердяевым, но чётко
закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Н.А. Бердяев

Слайд 3

Серебряный век
Модернизм (новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ

Серебряный век Модернизм (новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ
века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
Цель
преображение мира с помощью искусства

Слайд 4

Серебряный век
В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира.
Декаденство (упадок)

Серебряный век В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира.
- явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Слайд 5

Серебряный век

Серебряный век

Слайд 6

Литературные направления

реализм

модернизм

литературный авангард

Символизм
Старшие символисты (мистики-богоискатели, декаденты-индивидуалисты)
Младшие символисты
Акмеизм
Имажинизм

Футуризм
кубофутуристы
эгофутуристы
«Мезонин поэзии»
«Центрифуга»

Литературные направления реализм модернизм литературный авангард Символизм Старшие символисты (мистики-богоискатели, декаденты-индивидуалисты) Младшие

Слайд 7

Символизм

Что делать?
предстоит «огромная переходная и подготовительная работа»
Основные этапы
«мистическое содержание, символы и расширение художественной

Символизм Что делать? предстоит «огромная переходная и подготовительная работа» Основные этапы «мистическое
впечатлительности»

Основоположник
Дмитрий Сергеевич Мережковский

Слайд 8

Символисты

Старшие символисты
(с 1890-х г.г.)
В. Я. Брюсов
К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб

Младосимволисты
(с 1900-х г.г.)

А. А. Блок,
Андрей

Символисты Старшие символисты (с 1890-х г.г.) В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт,
Белый,
В. И. Иванов

Слайд 9

Акмеизм (высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора)

По словам Н. С. Гумилёва,

акмеизм есть

Акмеизм (высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) По словам Н. С. Гумилёва,
попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое

Возникло в начале 1910 г.

Н.Гумилев

А.Ахматова

О.Мандельштам

С.Городецкий

Слайд 10

Футуризм (от лат. futurum — «будущее»)

Авангардистское движение 1910-х — начала 1920-х гг.

Футуристы

Футуризм (от лат. futurum — «будущее») Авангардистское движение 1910-х — начала 1920-х
проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.

В.Маяковский
В.Хлебников
В.Каменский

Слайд 11

Литературоведческий диктант

Это слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе и искусстве

Литературоведческий диктант Это слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе
по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества

Слайд 12

Литературоведческий диктант

Этим термином называют рубеж XIX–XX вв.

Литературоведческий диктант Этим термином называют рубеж XIX–XX вв.

Слайд 13

Литературоведческий диктант

Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом

Литературоведческий диктант Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом
такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа

Слайд 14

Литературоведческий диктант

Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности;

Литературоведческий диктант Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической
создание зримого, конкретного образа

Слайд 15

Литературоведческий диктант

Это направление, отрицавшее художественное и  нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей

Литературоведческий диктант Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм
искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом

Слайд 16

Литературоведческий диктант

Это слово означает «упадок», «обречённость»

Литературоведческий диктант Это слово означает «упадок», «обречённость»

Слайд 17

Проверьте

Модернизм
«Серебряный век»
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Декадентство

Проверьте Модернизм «Серебряный век» Символизм Акмеизм Футуризм Декадентство

Слайд 18

Акмеизм

Акмеизм (от греч. akme — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение,

Акмеизм Акмеизм (от греч. akme — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора»)
противостоящее символизму и возникшее в начале XX в. в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

«Башня» Вячеслава Иванова

Слайд 19

Эстетика акмеизма

• Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не

Эстетика акмеизма • Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его
отрываться от земли;
надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
• источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
• в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
традиции У. Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
традиции Ф. Рабле в воспевании тела;
традиции Ф. Вийона в воспевании радостей жизни;
традиции Т. Готье в воспевании силы искусства.

Слайд 20

Основные принципы акмеизма

• Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

Основные принципы акмеизма • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
• отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
• стремление придать слову определённое, точное значение;
• предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
• обращение к человеку, к подлинности его чувств;
• поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
• перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 21

О.Мандельштам

Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне,— и чем я виноват,
Что слабых звёзд

О.Мандельштам Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне,— и чем я
я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час? — его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность.

Слайд 22

Николай Степанович Гумилев 1886-1921

Николай Гумилёв — русский поэт Серебряного века, создатель школы

Николай Степанович Гумилев 1886-1921 Николай Гумилёв — русский поэт Серебряного века, создатель
акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, один из крупнейших исследователей Африки, офицер, ушедший добровольцем в начале Первой мировой войны, кавалер двух Георгиевских крестов

Н. С. Гумилёв. Портрет работы
М. Фармаковского. 1908 г

Слайд 23

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 года.
Отец

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 года. Отец
его, Степан (Стефан) Яковлевич служил врачом в военном флоте.
Мать, Анна Ивановна, урожденная Львова, была из старинного дворянского рода.

Слайд 24

Детские годы будущий поэт провел в Царском Селе, потом вместе с родителями

Детские годы будущий поэт провел в Царском Селе, потом вместе с родителями
жил некоторое время в Тифлисе (именно там в 1902 году появилось в печати его первое стихотворение). В 1903 году семья Гумилевых вернулась в Царское Село, и поэт поступил в гимназию

Слайд 26

После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 г.
Н. С.

После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 г. Н. С.
Гумилёв записался добровольцем в армию.
Имя файла: Сербряный-век-как-культурно-историческая-эпоха.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0