Серебряный век в русской поэзии. Символизм,акмеизм

Содержание

Слайд 2

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов.

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов.
Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье . Предположительно эта метафора была впервые употреблена Н. А. Бердяевым.

Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом .

Слайд 3

Поэзия серебряного века.

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в

Поэзия серебряного века. Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений
России.
В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими символистами»:
Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус,
В. Брюсов.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».

Слайд 4

Философская основа символизма.

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования

Философская основа символизма. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею
мира в процессе творчества. От художника требуется сверхрациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека.

Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.

Слайд 5

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.

Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов. Поэты-символисты заимствовали сюжеты из
и творили свой миф. Особенно привлекала поэтов Греция.

Герои античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого.

Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.

Слайд 6

Музыкально-композиционные приемы.

Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.

Прочитайте строку стихотворения

Музыкально-композиционные приемы. Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики. Прочитайте
К. Бальмонта,
обратите внимание на повторяющиеся звуки.

Чуждый чарам черный челн…

Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.

Слайд 7

Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике нового

Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике нового
течения, первооснова творчества.

Стихотворения символистов строятся, как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий.
Неслучайно тексты К. Бальмонта, А.Белого, А.Блока привлекали многих русских композиторов таких как: С.Танеев, С.Прокофьев, И.Стравинский.
В лирике символистов максимально использованы музыкально-композиционные приемы.

Слайд 8

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.

Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и
мрамора».
Он

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма. Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и
описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы, гранит, утесы.
Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него
«целым миром из серебра».

Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое»,
«зеркало ясных небес»

Слайд 9

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется
у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей.

Мощен Геракл,благороден Ментоний,
Мудр многоопытный старец Нелей,-
Ты же предвидел в священной дремоте
Путь предстоящий, Орфей!
Славь им восторг достижимой награды,
Думами темных гребцов овладей
И навсегда закляни Симплегады
Гимном волшебным, Орфей!

Слайд 10

В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа – стилистика

В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа – стилистика
брюсовского стиха, его лексика, ритмика и звукопись.

Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха.

«Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин

Слайд 11

« И всем богам я посвящаю стих…»
В. Я .Брюсов

На страницах

« И всем богам я посвящаю стих…» В. Я .Брюсов На страницах
его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики –
(«Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»).

На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.

Слайд 12

Пейзаж в лирике Брюсова.
«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»

Пейзаж в лирике Брюсова. «Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»
В. Я. Брюсов

Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря.
Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»:

«Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»

Слайд 13

Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие)

Возник в

Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие) Возник
1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов.
В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий

Слайд 14

Поэтика акмеизма.

Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого

Поэтика акмеизма. Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и
земного мира.

Особенности поэтики акмеизма:

Живописная четкость образов;
Вымеренная композиция;
Эстетизация детали;
Стилистическое равновесие;

Слайд 15

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей
ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» -
называл акмеизм О. Мандельштам.

Ключевые категории акмеизма.

Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов культура была целью себе самой.
Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .

Слайд 16

Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .

Начал свой путь

Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма . Начал свой
в литературе в период расцвета символизма , ориентировался в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез .

Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .

Слайд 17

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт
старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом…
(«Память»)

Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.

Слайд 18

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только
от европейского искусства, но и от европейской культуры и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок .

Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое…»

Слайд 19

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на
две контрастные стихии. Небо и земля, добро и зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги.
В одном из стихотворений возникает образ парус, борющегося с морской волной, и отважного кормчего:

И загорелый кормчий ловок,
Дыша волной растущей мглы
И - от натянутых веревок -
Бодрящим запахом смолы.

Имя файла: Серебряный-век-в-русской-поэзии.-Символизм,акмеизм.pptx
Количество просмотров: 152
Количество скачиваний: 0