СХЕМА ИС

Содержание

Слайд 2

Пример сочинения

Над каким искусством время невластно?
Искусство - форма выражения действительности

Пример сочинения Над каким искусством время невластно? Искусство - форма выражения действительности
через творчество. Человек, пытающийся создать шедевр, безусловно, наделяет его силой мысли, которая заставляет читателя, слушателя или зрителя думать. Такие художественные работы, как правило, живут какой-то конкретный исторический период, пока не потеряют актуальность. Творец, создающий настоящее произведение искусства, не зависящее от течения времени, кроме рационального вклада, вдыхает еще и энергию чувства, впечатления души, трепет волнения. Кроме того, авторы таких произведений свободны в своих намерениях и раскрывают вечные проблемы, которые волнуют человека, не зависимо от того, в какую эпоху он живет. Именно такое искусство живет вечно и не теряет своего поклонника спустя сотни лет. Мир художественной литературы дарит своему читателю немало бессмертных шедевров, а порой даже сами герои становятся авторами гениальных произведений.
Так, в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» талантливый музыкант Вольфганг Амадей Моцарт, являясь учеником Сальери, смог во многом превзойти учителя. В диалоге со своим учеником Сальери признается: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь». На вершину известности Сальери удалось подняться благодаря своему усердию, знаниям. Он научился создавать произведения по правилам, но в его творениях нет подлинной жизни, «божественной искры». Музыка Моцарта же, не только грамотная, но и легкая, радостная, свободная и настолько прекрасная, что никто не может создать подобное. Именно такие произведения покоряют слушателя и становятся бессмертными.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой отрицает принципы бездарных коллег, способных создавать только заказные шаблонные антирелигиозные поэмы. Талантливый Мастер пишет произведение, в котором обращается к бессмертному сюжету о Понтии Пилате. В своей книге герой, переосмысливая и дополняя историю, отражает вечные проблемы, отвечает на глобальные вопросы, раскрывает суть того, что непонятно человеку. Побоявшись некогда всевластного кесаря, Понтий Пилат отправляет на казнь невиновного Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего идеи добра и свободы человека. Совесть подсказывает прокуратору о совершаемой ошибки, но сила страха оказывается выше воли представителя закона. За свою трусость Понтий Пилат оказывается наказанным: он теряет покой почти на 2000 лет. И только прощение Мастера, а затем и самого Иешуа освобождает прокуратора от вечных страданий. Безусловно, темы добра, милосердия и всепрощения, к которым обращается Мастер, были для человека 40-х годов XX столетия непонятными, во многом мешающими. То ли дело отрицание всего того, что нельзя «доказать»… Но Мастер не поддается влиянию руководителей МАССОЛИТа и создает свободное произведение, жизнь которого не ограничивается временем.
Таким образом, время невластно над теми произведениями искусства, которые затрагивают вечные вопросы и создаются по зову сердца, под влиянием душевных впечатлений. И никакие «рукописи не горят», если они написаны не по заказу, а человеком свободного ума и чувства.

Слайд 3

ВСТУПЛЕНИЕ. ЧТО ПИШЕМ?
ВАЖНО! НЕ ОТСТУПАТЬ ОТ ТЕМЫ. Когда напишете вступление, прочитайте еще

ВСТУПЛЕНИЕ. ЧТО ПИШЕМ? ВАЖНО! НЕ ОТСТУПАТЬ ОТ ТЕМЫ. Когда напишете вступление, прочитайте
раз тему, посмотрите: вы отвечали на этот вопрос или нет.
О чём можно писать во вступлении?
✔ Объяснить ключевые слова темы. ✔ Привести цитату по теме и прокомментировать ее. ✔ Тезисно ответить на главный вопрос темы.

С помощью вступления вы вводите читателя в круг рассматриваемых проблем, формулируете тезис (тезис - основная мысль).

Слайд 4

Вступление – 1 вариант (от цитаты)

Тема: Нужно ли помнить уроки прошлого?
1 предложение:

Вступление – 1 вариант (от цитаты) Тема: Нужно ли помнить уроки прошлого?
Цитата (заранее выучить)
М.В. Ломоносов утверждал: «Народ, не имеющий своего прошлого, не имеет будущего».
2 предложение (согласие-комментарий):
Действительно, каждое последующее поколение должно помнить о том, что было раньше.
3-4 предложение (развиваем мысль: почему так):
Опираясь на опыт предшественников, человек понимает, как ему поступить в определенной ситуации. Важно сохранять информацию о прошедших событиях и для того, чтобы не совершать те ошибки, которые были когда-то допущены.
5 предложение (связь с основной частью):
Произведения русской классической литературы не раз доказывали своему читателю справедливость этих размышлений.

Слайд 5

ВСТУПЛЕНИЕ – 2 вариант (толкование понятий темы)

Тема: Как связано забвение с утратой

ВСТУПЛЕНИЕ – 2 вариант (толкование понятий темы) Тема: Как связано забвение с
ценностей?
1 предложение (дать определение понятию):
Предать забвению – значит забыть, а вместе с тем и утратить.
2-3 предложения (развиваем мысль, комментируем определение, раскрываем, что это значит):
Проходят годы, и события, которые когда-то были актуальными, теряют свою значимость. Люди с легкостью прощаются с тем, что являлось для них предметом гордости раньше.
4 предложение (чему это может привести?):
Забывая прошлое, человек лишается не только своей истории, но и ценностей, которые должны являться образцом для развития, созидания, строительства чего-то нового.
5 предложение (связь с основной частью):
Произведения русской классической литературы не раз доказывали своему читателю важность сохранения исторических ценностей каждым последующим поколением.

Слайд 6

ВСТУПЛЕНИЕ - 3 вариант (от вопроса)

Тема: Почему важно помнить уроки войны?
1

ВСТУПЛЕНИЕ - 3 вариант (от вопроса) Тема: Почему важно помнить уроки войны?
предложение: (задаем вопрос - повторяем тему):
Почему важно помнить уроки войны?
2-3 предложения (даем подробный ответ):
О трагических страницах истории нужно знать, чтобы не повторять их снова. Помня о цене победы и горечи поражения, люди постараются сделать все, чтобы не было нового вооруженного конфликта, ведь еще свежи будут нанесенные раны, сохранившиеся благодаря исторической памяти поколений.
4 предложение (связь с основной частью):
Об этом рассуждали многие писатели-гуманисты, к мнению которых стоит прислушаться читателям всех эпох и народов.

Слайд 7

Переход от вступления к основной части

Клише:
1. В правильности такой точки зрения

Переход от вступления к основной части Клише: 1. В правильности такой точки
убеждают примеры из художественной литературы.
2. Проблема важности сохранения исторической памяти волновала многих писателей. Например, ….
3. Литература помогает ответить на актуальный вопрос. В произведении…. автор говорит о том, что…..
4. Мысль о необходимости преемственности поколений выражена в романе... (автор, название).

Слайд 8

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЧТО ПИШЕМ?


ВАЖНО!!! ТЕКСТ АНАЛИЗИРУЕМ, А НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ.
СТРУКТУРА каждого абзаца основной

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЧТО ПИШЕМ? ВАЖНО!!! ТЕКСТ АНАЛИЗИРУЕМ, А НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ. СТРУКТУРА каждого
части:
Представляем автора и произведение
?
Доказываем тезис
?
Пишем микровывод

В основной части нужно привести конкретные примеры из произведений, доказывая ими тезис, сформулированный во вступлении. Здесь мы обращаемся к сюжету произведения или эпизоду, характеризуем героя (-ев).

Слайд 9

Структура основной части – 2 абзаца, 2 аргумента

Каждый абзац состоит из трех

Структура основной части – 2 абзаца, 2 аргумента Каждый абзац состоит из
частей:
1 часть: Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2 часть (основная): здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев)
3 часть: микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом), в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.

Слайд 10

Аргумент -пример

1 ЧАСТЬ (представляем произведение):
В произведении «НАЗВАНИЕ» ФИО АВТОРА рассказывается о

Аргумент -пример 1 ЧАСТЬ (представляем произведение): В произведении «НАЗВАНИЕ» ФИО АВТОРА рассказывается
событиях, произошедших в середине XX века (несколько веков назад).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (иллюстрируем тезис, записанный во вступлении, конкретным примером из произведения):
Когда происходит действие? Читатель становится свидетелем периода времен Великой Отечественной войны (народного восстания во главе с Пугачевым; войны запорожских казаков с польским народом).
Что происходит? В стихотворении описана бесчеловечная история о том, как жестокие фашисты вывели беззащитных женщин и детей и расстреляли ни в чем не повинных жителей. Одним из самых трогательных моментов является эпизод диалога между матерью и ребенком. В надежде облегчить страдание сыну, женщина подсказывает, как лучше поступить, чтобы пережить последние минуты перед расстрелом.
Как это воспринимает читатель? Описанная ситуация не может оставить равнодушным ни одного человека. Читатель становится как будто участником страшных событий, переживает за судьбы персонажей. Вместе с тем сила духа, мужество, стойкость людей вызывают в душе гордость за тех, кто сохранил достоинство в сложной ситуации.
МИКРОВЫВОД (что хочет сказать автор) Муса Джалиль рисует в своем произведении страшные картины, убеждая читателя: такие истории не должны повторяться. События, описанные в произведении, доказывают, что война никогда не изменит ситуацию к лучшему, так как несет с собой только разрушение. И каждому человеку необходимо помнить уроки прошлого. Рассказывать своим детям об ошибках, которые были допущены ранее. Не забывать ради сохранения мира. Помнить ради продолжения жизни.

Слайд 11

ВАЖНО!!!

!!! НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ
В стихотворении рассказывается, как фашисты вывели женщин и детей, поставили

ВАЖНО!!! !!! НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ В стихотворении рассказывается, как фашисты вывели женщин и
их в ряд и расстреляли. Чтобы успокоить плачущего ребенка, женщина просит его закрыть глаза. – пересказ (перечисляем, что делают герои)
В стихотворении описана бесчеловечная история о том, как жестокие фашисты вывели беззащитных женщин и детей и расстреляли ни в чем не повинных жителей. Одним из самых трогательных моментов является эпизод диалога между матерью и ребенком. В надежде облегчить страдание сыну, женщина подсказывает, как лучше поступить, чтобы пережить последние минуты перед смертью. – анализ (есть оценочные слова).
Совет: несколько раз упомяните автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Это поможет вам избежать пересказа.
Итак, пересказ – говорим о том, что делают герои, анализ – говорим о том, что делает автор и как это воспринимает читатель.

Слайд 12

Аргумент. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Почему важно помнить о войне? На этот вопрос ответил

Аргумент. М.Ю. Лермонтов «Бородино» Почему важно помнить о войне? На этот вопрос
М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино». Из разговора дяди и племянника мы узнаем об Отечественной войне 1812 года. Описывая бравые подвиги солдат, очевидец событий вдохновляет юношу и учит его деятельной любви к отечеству. Ветеран сетует на то, что новое поколение не способно защитить Родину и не думает о ее судьбе. Поэтому он стремится передать потомкам воспоминание о трагических событиях прошлого, в которых молодым людям пришлось сыграть главную роль. Эти сведения помогут новому поколению стать более ответственным, смелым и достойным памяти павших. История войны необходима нам для того, чтобы перенять от предшественников все самые лучшие черты и быть готовыми защитить Отечество.

Слайд 13

Аргумент. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Какие подвиги важно помнить? Об этом написал М.А.

Аргумент. М.А. Шолохов «Судьба человека» Какие подвиги важно помнить? Об этом написал
Шолохов в рассказе «Судьба человека». Рассказчик описал историю солдата, которого он повстречал на переправе. Андрей Соколов, литературное воплощение реального героя, пережил тяжелые бои, ранения, плен, потерю всей семьи. Но особенно читателю запомнился его подвиг в лагере, когда комендант и его подчиненные решили проверить русского солдата на прочность. Соколов не стал спасать свою жизнь ценой предательства. Он понимал, что его убьют и подвергнут пыткам перед смертью, но не изменил своим взглядам. Мужество Соколова поддержало остальных военнопленных и внушило сотням тысяч читателей гордость за Отечество. Такие подвиги бойцов необходимо помнить, ведь они вдохновляют современников на смелые поступки.

Слайд 14

Аргумент. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Должен ли человек чтить память предков? Разумеется, да,

Аргумент. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Должен ли человек чтить память предков? Разумеется,
ведь иначе его культура, традиции, самобытность будут утрачены безвозвратно. Об этом писал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки защищали не только целостность своих границ, но и право на свободу духа. Они отстаивали религию, культуру, свои устои и не хотели терять исторический облик. Именно в этом причина их противостояния с поляками. Услышав о бесчинствах в церквях и оскорблении их традиций, казаки отправились в поход на польские деревни. Они хотели сохранить свое культурное и духовное наследие для потомков. Если бы Тарас Бульба и его воины не постояли за честь и свободу Родины, мы бы сейчас и не знали, кто такие казаки. Они бы утратили свое место в истории и современности.

Слайд 15

Л. В. Пожедаева «Война, блокада, я и другие…».

Какие исторические события нужно

Л. В. Пожедаева «Война, блокада, я и другие…». Какие исторические события нужно
помнить?
Людмила Васильевна Пожедаева, как и многие другие жители блокадного Ленинграда, в свои юные годы стала свидетелем тяжелых исторических событий. Чтобы не забыть все, что пришлось пережить, шестнадцатилетняя школьница пишет мемуары для последующих поколений. Болью и страданиями наполнены строки юной писательницы. Голод, холод, страх, обстрелы сделали из семилетней девочки «малолетнюю старуху». Как бы тяжелы ни были вспоминания о самом страшном периоде жизни, Л. В. Пожедаева завершает свою книгу. Ее тревожит мысль, что со временем «потускнеют восприятия прошлого». Несомненно, никакой исторический источник не передаст те эмоции, которыми наполнено произведение. Только человек, переживший страх и ужас происходящего, может с конкретной точностью воссоздать то или иное событие. И в этом ценность подобных письменных документов. Обращает на себя внимание эпизод, в котором автор произведения эмоционально реагирует на ситуацию, когда бывшие солдаты, принимавшие непосредственное участие в боях, в разговоре между собой даже не упоминают о том, как тяжело было людям, находящимся в тылу. «С нашей Памятью не считаются», - убеждается Л. В. Пожедаева, когда слышит разговор сослуживцев отца. Действительно, для людей наиболее важными и значимыми являются подвиги тех, кто сражался с фашистами, намного реже говорят о том, как жили люди в разрушенных городах и спасались там от вражеских пуль. Поэтому книга Л. В. Пожедаевой исправляет несправедливость и помогает полноценно воссоздать жизнь людей военного времени.

Слайд 16

ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОГО АРГУМЕНТА К ДРУГОМУ (от второго абзаца к третьему)

Клише:
Ещё одно

ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОГО АРГУМЕНТА К ДРУГОМУ (от второго абзаца к третьему) Клише:
произведение, где поднимается тема ... .
О значимости сохранения исторической памяти рассуждает и … (имя автора) в произведении… .
Об этом же писал … .
Это же волновало …. .
Сумел посмотреть на ситуацию с другой
стороны ... .
Такая же ситуация представлена …

Слайд 17

Заключение – вывод
Заключение от вопроса: Итак, как же люди должны относиться к

Заключение – вывод Заключение от вопроса: Итак, как же люди должны относиться
событиям прошлого? Каждое последующее поколение непременно должно беречь письменные документы, по ним изучать то, что происходило в прошлом, и не допускать роковых ошибок в настоящем.
Заключение-призыв: В заключение хочется призвать людей ни при каких обстоятельствах не забывать о том, что происходило ранее. Нам необходимо помнить уроки войны, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. Память о кровопролитии учит нас быть более терпимыми и гуманными, заставляет прощать. Только осознав страдания и ущерб от вооруженного столкновения, мы будем делать все возможное, чтобы сохранить мир.
Заключение-надежда: Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в нашем мире всегда будет гармония и взаимопонимание. А любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений. Ведь без бережного отношения к историческим ценностям развитие жизни невозможно. Недаром А.М. Горький писал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». И я полностью с ним согласен.
ВАЖНО!!! НЕ ПОВТОРИТЬ ТО, О ЧЕМ УЖЕ ПИСАЛИ

В четвертом абзаце вы подводите итог своим размышлениям

Слайд 18

Заключение

Клише:
Подводя итог, могу сказать…
Таким образом, мы понимаем, что…
Так что же

Заключение Клише: Подводя итог, могу сказать… Таким образом, мы понимаем, что… Так
такое…. (вставить понятие)?
Как я оцениваю…?
Какую же роль в жизни человека играет….?
Таким образом, мы приходим к выводу…
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают в том, что...
Заканчивая рассуждение на тему ..., нельзя не сказать, что люди должны…
Имя файла: СХЕМА-ИС.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0