Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
Немецкая школа дизайна: «дом строительства», изменивший мир
Влияние немецкой школы на мировую промышленность
Американская
школа дизайна: новое поколение дизайнеров
Влияние американской школы на мировую промышленность
Скандинавская школа дизайна: простота и функциональность
Влияние скандинавской школы на мировую промышленность
Слайд 3«ДОМ СТРОИТЕЛЬСТВА» ИЗМЕНИВШИЙ МИР
«Искусство и коммерция несовместимы, а предмет потребления никогда не
станет художественным произведением» - так звучала основная теория дизайна, возникшая в ХХ веке.
В 1919 году появится первая школа дизайна, новаторство которой было направлено против академизма – Баухауз. И несмотря на то, что школа под давлением общества просуществовала всего 14 лет, ее влияние распространилось на весь мир.
Именно здесь начинается история самой известной школы дизайна, а слово «формообразование» приобретет новый смысл.
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИЗАЙНА БАУХАУСА
Минимализм и функциональность – Баухаус признавал только функциональный дизайн,
без лишнего декора;
Простая геометрия – предметы не состояли из сложных фигур;
Использование основных цветов спектра – именно в Баухаусе была создана теория цвета Иттена;
Лаконичность и ритмичность – дизайны Баухауса можно узнать по простой, но оригинальной типографике;
Смешение материалов – студенты Баухауса не ограничивались в выборе материалов при строительстве
Слайд 7САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ДИЗАЙНЫ:
Настольная лампа Марианны Брандт;
Кресло Wassily;
Кресло Barcelona;
Штабелируемые столы Джозефа Альберса;
Настольные часы
Марианны Брандт;
Рельефные обои для покраски;
В типографике – текст под наклоном;
Здание Баухауса в Дессау; особенно примечателен мост между корпусами школы – он был полностью застеклен, что считалось новаторством в ХХ веке.
Слайд 10ВЛИЯНИЕ НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЫ НА МИРОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Баухаус продолжает влиять на мировое производство даже
спустя век после основания – идеи данной школы дизайна остаются актуальными и применимыми даже на сегодняшний день.
Иоганнес Иттен в свою очередь создаст учебный пропедевтический курс Баухауса, который ляжет в основу преподавания во многих уже современных дизайнерских школах.
Слайд 11АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА: НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРОВ
Что же про другие страны?
США к 1930
годам имели самую передовую индустрию, но еще не имели индустриальной культуры. Несмотря на то, что в стране не было сформировано ни одной школы дизайна, было принято решение – внедрить новое направление в уже состоявшиеся университеты.
Стоит отметить, что дизайн в Америке возник не на пустом месте: его появление было связано с Великой депрессией в ответ на развитие самой промышленности и экономики.
Именно Америка введет понятие «индустриального» дизайна и окажет огромное влияние на развитие искусства рекламы.
Слайд 13«НЕКРАСИВОЕ НЕ ПРОДАЕТСЯ»
Коммерция – основа американского дизайна. Каждый дизайнер стремился создать ультрасовременный,
неповторимый и, конечно же, продаваемый дизайн. Дерзкие и даже кричащие формы пришлись по вкусу американскому потребителю.
В ущерб конструкции, функции, технологии изготовления, материала да и самой идеи вещи создавались «потребительские» дизайны, что в свою очередь помогло начинающим дизайнерам найти себе место – специалисты нужны были абсолютно в каждой сфере.
Таким образом профессия дизайнера становится самой востребованной в Америке 30-х годов.
Слайд 15СТАЙЛИНГ
«Стайлинг» (стилизация) – это течение, получившее распространение в американском дизайне уже после
30 годов, в котором внешняя форма промышленных изделий не определялась их функционально-конструктивными или рационально-эстетическими особенностями, а искусственно подгонялась под диктуемым модой облик.
Это – коммерческий промышленный дизайн, направленный на продажу любого предмета в «красивой обертке» в ущерб конструкции и долговечности.
Однако стайлинг приобрел ошеломляющий успех, улучшив маркетинговую стратегию Америки.
Слайд 17СТРИМЛАЙН
Стримлайн – это теория обтекаемой формы, основанная на применении округлых, плавно заканчивающихся
форм, часто имеющих каплевидный характер. Она возникла и получила распространение в транспортных технологиях: кораблестроении, воздушном и автомобильном транспорте. Такая обтекаемая форма способствовала улучшению гидро- и аэродинамичности транспортных средств.
Однако обтекаемые формы стали использоваться дизайнерами в декоративных целях - для придания бытовым вещам особой динамичности и современности внешнего вида. Это позволило сделать свой собственный паттерн для производства, способный конкурировать с дизайнами других стран.
Слайд 21САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ДИЗАЙНЫ:
Локомотив Union Pacific M-10000;
Локомотив Chicago Mercury;
Мотоцикл Henderson KJ;
Утюги и вентиляторы
с обтекаемой формой;
Паркет с зигзагообразной выкладкой Альберта Хэндли;
Леопардовый принт Элси де Вулф;
Зеркальные панели и витрины Элси де Вулф;
Черно-белая шахматная плитка Дороти Дрейпер;
Стримлайн и стайлинг
Слайд 23ВЛИЯНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЫ НА МИРОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Стремительное развитие рекламы и брендинга позволило Америке
конкурировать со школами дизайна во всем мире, а главным достижением этого времени заслуженно становится стримлайн.
В будущем Америку будет ждать создание Иллинойского технологического института, где, в свою очередь, американские дизайнеры будут доказывать, что функциональность никогда не будет определять план здания.
Слайд 24СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА:
ПРОСТОТА И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
«Потребитель имеет собственное представление о том, что красиво и
что некрасиво. Задача дизайнера заключается не в том, чтобы удовлетворять эти вкусы, а в создании нового образа потребителя с иными представлениями о красоте» - с этой фразы началась формирование новой школы дизайна – скандинавской, полностью противоположной американской.
Представители данного дизайна воспринимают объект и вещь как квинтэссенцию концепции и идеи. Одной из ключевых особенностей этого дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики.
Слайд 26ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:
Много свободного пространства;
Аскетизм;
Отсутствие привычной симметрии;
Шрифты без засечек;
Минимализм;
Функционализм
Слайд 27«СДЕЛАЙ САМ»
Рассудочный функционализм скандинавской школы дизайна нашёл оптимальное воплощение в фирменном стиле
IKEA. Первый магазин фирмы «ИКЕА» в Швеции открылся в 1958 году и фирма почти сразу вышла на европейский рынок.
Простота в сборке, демократичные цены и доступность стали ключевыми факторами, сыгравшими в популярности данной компании. IKEA – пример того, как простое может быть популярным на весь мир.
Стоит в том числе отметить, что в основе дизайна некоторой мебели лежат традиции Баухауса, что подтверждает влияние немецкой школы дизайна и на сегодняшний день.
Слайд 30ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм, эстетических принципов
(в частности, связанных с появлением стекла, бетона и стали), а также в создании новой социальной программы, отражением которой должна была стать архитектура.
Представители интернационального стиля считали новую архитектурную систему способом реорганизации и оздоровления социального пространства. Новая индустриальная практика и строительная программа должны были способствовать преобразованию социальной среды.
Архитекторы интернационального стиля считали одной из своих целей возможность качественного улучшения жизненных стандартов.
Слайд 32САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИРМЫ:
IKEA – мебель;
Gustavsberg (сейчас – Bosh) - сантехника;
Hasselblad - фототехника;
Aktiebolaget
Volvo – автомобили, автобусы, двигатели;
Electrolux – бытовая и профессиональная техника;
Ericsson – телекоммуникационное оборудование;
Nokia – мобильные телефоны и телекоммуникационное оборудование;
Angry Birds – серия компьютерных игр
Слайд 33ВЛИЯНИЕ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ НА МИРОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Скандинавский дизайн по праву можно назвать одним
из самых современных – он отвечает основным потребностям покупателя. Соответствие цены и качества, доступность и простота в использовании позволили ряду компаний стать популярными во всем мире.
Простые скромные формы не вредят мебели, увеличивая их долговечность, а архитектура становится все более функциональной.