Слайд 2 Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее
«открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ
Слайд 3 Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась
в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.
Слайд 4 В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому,
которое описано в одном сирийском гимне:
«Его свод простирается подобно небесам, без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как небесный свод сияющими звездами. Его высокий купол сравним с небом небес».
Слайд 5Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную
форму храма.
Слайд 6 Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать
о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества
Слайд 7Многоглавие храмов
Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной
Церкви.
Слайд 8Одна глава знаменует единство Бога.
Слайд 9 Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
Слайд 10Три главы знаменуют Святую Троицу.
Слайд 11 Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
Слайд 12 Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Слайд 13 Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь
Вселенских соборов.
Слайд 14 Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов
ангелов и девяти чинов праведников.
Слайд 15 Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
Слайд 16 Количество глав связано , кроме того, с посвящением главного престола храма,
а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме
Слайд 18 По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам
восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику
Слайд 19 Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской
религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Слайд 20 Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после
1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Слайд 21Крест “трилистниковый”
В России эта форма креста употребляется чаще других
Слайд 22Крест “терновый венец”
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении
многих веков у разных принявших христианство народов. Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как
последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Слайд 23Крест осмиконечный
Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на
котором был уже распят Христос
Слайд 24Четырёхконечный крест
“А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест
был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, — обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” (Ин. 19; 18), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” (Ин. 19; 19).
Слайд 25Крест “виноградная лоза”
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой
— виноградарь” (Ин. 15; 1). Так назвал себя Иисус Христос,).
“Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, — писал граф А. С. Уваров в своем труде “Христианская символика”, — главное значение виноградной лозы (рис. 32) для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения” (стр. 172-173).