4_5865985660506082718

Содержание

Слайд 2

И.С. Тургенев и тема «лишнего человека» Рассказ «Гамлет Щигровского уезда»

И.С. Тургенев и тема «лишнего человека» Рассказ «Гамлет Щигровского уезда»

Слайд 3

История создания произведения

Творческий путь И.С. Тургенева делится на три периода.
1836 – 1847

История создания произведения Творческий путь И.С. Тургенева делится на три периода. 1836
– подражательные романтические стихотворения, вдохновлённые юношескими мечтаниями. Период завершается участием в жизни «натуральной школы», публикацией первых рассказов из «Записок охотника»;
1848 – 1861; счастливейший для творчества писателя, как раз к нему относится создание рассказа «Гамлет Щигровского уезда», среди более поздних рассказов цикла «Записки охотника». Писатель круга «Современника» – лучшего журнала того времени.
1862 – 1883.  начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877.
«Гамлет Щигровского уезда» создавался весной и летом 1848 г., после некоторого перерыва в работе над «Записками охотника» (последний предшествовавший ему рассказ «Смерть» написан в конце 1847 г.). Закончен вчерне не ранее последних чисел мая 1848 г. (на последнем листе автографа — начало письма с датой: «Paris, Dimanche, 28 Mai 48»). В конце лета или в начале осени рассказ был прислан в Петербург, в редакцию «Современника». 12 (24) сентября 1848 г. Некрасов сообщал Тургеневу свое впечатление от «Гамлета…», а также «Чертопханова и Недопюскина»:
«Ваши два последние присланные рассказа принадлежат к удачнейшим в „Записках охотника“» (Некрасов, т. X, с. 115).

https://a4format.ru/?letter=%D0%A2&author_id=62&photo=1

Слайд 4

Сюжет и смысл рассказа. Тургенев – наследник Пушкина

https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/images/show/1435_2.htm

Известно, что метафора «лишний человек»,

Сюжет и смысл рассказа. Тургенев – наследник Пушкина https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/images/show/1435_2.htm Известно, что метафора
ставшая впоследствии значимым концептом эпохи, является художественным открытием Тургенева. Она фигурирует в названии одной из его повестей, по времени написания очень близкой к «Гамлету Щигровского уезда» и разрабатывающей во многом схожий художественный тип.

Слайд 5

Онегин и тургеневский Гамлет

Разъедающая рефлексия
Рассуждения о «высоком» по привычке
Разочарование в кружках как

Онегин и тургеневский Гамлет Разъедающая рефлексия Рассуждения о «высоком» по привычке Разочарование
в источнике «бесплодной болтовни»
Невозможность отдаться чувству любви целиком
Эгоизм
Скука
Объединение черт Ленского и Онегина, новый тип - «лишний человек»

Слайд 6

Гамлет у Шекспира и у Тургенева

Тургенев и Шекспир – весьма богатая и

Гамлет у Шекспира и у Тургенева Тургенев и Шекспир – весьма богатая
обширная тема.
Конечно же, нельзя не упомянуть и о трагедии Шекспира, которую Тургенев чрезвычайно высоко ставил и почитал. Это трагедия «Гамлет». Всем хорошо известно, что знаменитый рассказ «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника» трактует этот великий вечный тип. Этот тип воспринимался Тургеневым как великий, так как в 1859 году он выпустил свою знаменитую статью «Гамлет и Дон-Кихот», где описывает два типа поведения, типа отношения к реальности, и к миру, и к самому к себе как два базовых типа сознания и мировых типа, наиболее распространенных в европейской и любой другой литературе.

Слайд 7

Софья - Офелия

Художественно- эстетическая связь между двумя произведениями основывалась им на установлении

Софья - Офелия Художественно- эстетическая связь между двумя произведениями основывалась им на
драматической доминанты рассказа – как со стороны жанровой структуры, так и в образно-сюжетном отношении. Общим звеном в этом построении, наряду с главным героем, оказывается образ молодой девушки Софьи, значимо соотнесенной именем и драмой судьбы с шекспировской Офелией.

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1327/foto/a1004/246078/#foto

https://www.liveinternet.ru/users/rosavetrov/post447651341/

Слайд 8

Воспоминания о Софье

1. Сентиментальная идиллия
«Я глядел тогда на зарю, на деревья, на

Воспоминания о Софье 1. Сентиментальная идиллия «Я глядел тогда на зарю, на
зеленые мелкие листья, уже потемневшие, но еще резко отделявшиеся от розового неба; в гостиной, за фортепьянами, сидела Софья и беспрестанно наигрывала какую- нибудь любимую, страстно задумчивую фразу из Бетховена; злая стару- ха мирно похрапывала, сидя на диване; в столовой, залитой потоком алого света, Вера хлопотала за чаем; самовар затейливо шипел, словно чему-то радовался; с веселым треском ломались крендельки, ложечки звонко стучали по чашкам; канарейка, немилосердно трещавшая целый день, внезапно утихала и только изредка чирикала, как будто о чем-то спрашивала; из прозрачного, легкого облачка мимоходом падали редкие капли... А я сидел, сидел, слушал, слушал, глядел, сердце у меня расши- рялось, и мне опять казалось, что я любил» [5. Т. 3. С. 268].
2. Мажорные аккорды сменяются минором. Обнаружение таинственной раны в душе Софьи

Слайд 9

Вопросы к семинару

1)История создания произведения 2) Смысл рассказа 3) Тема «лишнего человека» в рассказе 4)

Вопросы к семинару 1)История создания произведения 2) Смысл рассказа 3) Тема «лишнего
Современники о рассказе 5) Сравнительная характеристика: Гамлет у В. Шекспира и Гамлет у И.С. Тургенева 6) Художественное наследие А.С. Пушкина и его влияние на творчество И.С. Тургенева.

Слайд 10

Литература и Интернет-ресурсы

1.  Красовский, В. Е.  Литература : учебник для среднего профессионального образования

Литература и Интернет-ресурсы 1. Красовский, В. Е. Литература : учебник для среднего
/ В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 709 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15557-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/508798 С.226 – 232
2. Волков И.О. "Гамлет" У. Шекспира в творческом восприятии А. А. Фета и И. С. Тургенева (к 200-летию А. А. Фета)//Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. С. 233-256
2. Дубинина Т.Г. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда» и проблема «онегинской» традиции в раннем творчестве И. С. Тургенева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 1. № 3. С. 7−14.
4. Сайт, посвящённый жизни и творчеству 3. Курс: "Иван Тургенев и его время. Лекция: "Тургенев и Шекспир». URL: https://magisteria.ru
И.С. Тургенева. URL:http://turgenev-lit.ru/turgenev/proza/zapiski-ohotnika/gamlet-schigrovskogo-uezda-primechaniya.htm
5. Виртуальная библиотека по предмету «Литература». URL: https://a4format.ru/
6. Рисунок И.С. Тургенева. URL: https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/images/show/1435_2.htm
Имя файла: 4_5865985660506082718.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0