Смехач и небожители: свидетельства об античной религии в сборнике Φιλόγελως

Содержание

Слайд 2

Списки текста Гиерокла и Филагрия (IV-V вв.?)

A – Парижская рукопись (?) –

Списки текста Гиерокла и Филагрия (IV-V вв.?) A – Парижская рукопись (?)
258 шуток
M – Мюнхенская рукопись (XV в.) – 125 шуток.
V – Венская рукопись (XV в.) – 68 шуток.
+ Hieroclis Philosophi Alexandrini Commentarius in Aurea Carmina (впервые изд. в 1605 г.) – 28 шуток.
Первое полное издание шуток – Philogelos, Hieroclis et Philagrii Facetiae / Alfred Eberhard. Berlin, 1869

Слайд 3

История греческой литературы, Т.III. 1960. Пер. М. Л. Гаспарова

Некто, повстречав педанта,

История греческой литературы, Т.III. 1960. Пер. М. Л. Гаспарова Некто, повстречав педанта,
сказал ему: "Раб, которого ты мне продал, умер". - "Клянусь богами, - сказал педант, - пока он был у меня, он никогда так не делал".
Педант на состязаниях в Риме в тысячном году  увидел атлета, который потерпел поражение и плакал; в утешение он сказал ему: "Не горюй, на следующих тысячелетних играх ты наверняка победишь".
Педант, узнав, что ворон живет дольше двухсот лет, купил себе ворона и стал его кормить, чтобы проверить.

Слайд 4

Хронологический и пространственный охват сборника

Упоминаются:
Памятник Скрибонии
Тысячелетние игры (249 г.)
Житель Сидона, имеющий

Хронологический и пространственный охват сборника Упоминаются: Памятник Скрибонии Тысячелетние игры (249 г.)
римское гражданство
Река Рейн
Александрия, Александрийский Серапеум (?)

Слайд 5

Герои

Схоластик (ὁ σχολαστικός) – педант, «Scholasticus», «pedant», «professor», «egghead», «intellectual», «idiot», «simplório».

Герои Схоластик (ὁ σχολαστικός) – педант, «Scholasticus», «pedant», «professor», «egghead», «intellectual», «idiot»,

Абдериты, сидоняне, жители Ким
Шут/остряк (εὐτράπελος)
Скупец (φιλάργυρος)
Глупец (μωρός)
Хвастун (ἀλαζών)
Пьяница (μέθυσος)
Женоненавистник (μισογύναιος)
Голодный человек (λιμόξηρος)
Человек с запахом изо рта (ὀζόστομος)

Слайд 6

Шутки с упоминанием мифологических персонажей

Некто обесчестил шута в бане; тот призвал в

Шутки с упоминанием мифологических персонажей Некто обесчестил шута в бане; тот призвал
свидетели банщиков. Ответчик отклонил их как не заслуживающих доверия. Шут сказал: "Если бы дело было в деревянном коне, я призвал бы в свидетели и Менелая, и Одиссея, и Диомеда, потому что они были бы рядом; но дело было в бане, так что, бесспорно, банщикам было виднее". (Пер. М. Л. Гаспарова)

Слайд 7

Источник по: Φιλόγελως ἐκ τοῦ Ιεροκλεους καί Φιλαγριου Γραμματικου / μετ. Μ.

Источник по: Φιλόγελως ἐκ τοῦ Ιεροκλεους καί Φιλαγριου Γραμματικου / μετ. Μ.
Αρβανίτη. Αθήνα, 1999. Пер. Ч. К. Бабб, 1920

Слайд 10

Анекдоты на тему религии

Анекдоты на тему религии

Слайд 11

Пер. М. Арванити, 1999/Р.М.Т. Перейра, 2013
Όταν ένας σχολαστικός πήγε στο ιερό του

Пер. М. Арванити, 1999/Р.М.Т. Перейра, 2013 Όταν ένας σχολαστικός πήγε στο ιερό
Σαράπι δος, ο ιερέας τού έδωσε ένα κλαδί και του είπε: «Να ' ελεήσει ο κύριος» . Κι ο σχολαστικός είπε: «Εσένα να ελεήσει ο κύριος. Γιατί εγώ είμαι ελεύθερος άνθρωπος».

Um sacerdote, dando a um simplório que chegava ao Templo de Serápis um ramo de árvore, proferiu: “Que o senhor seja misericordioso para ti!” “Que o senhor seja misericordioso para quem está perto de mim”, foi a resposta. “pois eu cá sou um homem livre.

Слайд 12

Пер. Г. Райх, 1903/Ч. К. Бабб, 1920

Пер. Г. Райх, 1903/Ч. К. Бабб, 1920

Слайд 13

Откуда поросенок?

Секст Эмпирик: Серапису никто не может принести в жертву поросенка (III.

Откуда поросенок? Секст Эмпирик: Серапису никто не может принести в жертву поросенка (III. 24. 94)
24. 94)

Слайд 14

Изд. А. Эберхарда, 1869

Рукопись А: τῷ χοιρίῷ - τό χοιρίον.
Эберхард ориентировался на издание

Изд. А. Эберхарда, 1869 Рукопись А: τῷ χοιρίῷ - τό χοιρίον. Эберхард
Ж.-Ф. Буассонада кодекса А в 1848.

Слайд 15

Пер. Ч. К. Бабб, 1920

Пер. Ч. К. Бабб, 1920

Слайд 16

Пер. Ч. К. Бабб, 1920

Пер. Ч. К. Бабб, 1920

Слайд 17

Насколько это дерзкие шутки?

С чем сравнить:
Древняя комедия и сатирова драма?
Шутки эллинистических

Насколько это дерзкие шутки? С чем сравнить: Древняя комедия и сатирова драма?
философов (в передаче Диогена Лаэртского)?
Лукиан?

Анекдоты «Филогелоса» достаточно невинны.
Педант из анекдота – христианин?! (версия М. Арванити)

Слайд 18

The National Museum of Language

The National Museum of Language