Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян»

Содержание

Слайд 2

Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных традициях.
Развивать речевые умения.
Воспитывать

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных традициях. Развивать
патриотизм, любовь к художественному слову, коммуникативную культуру.

Слайд 4

В.М. Васнецов. Баян. 1910
«Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих

В.М. Васнецов. Баян. 1910 «Баян» – одно из последних значительных произведений художника,
былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.

Слайд 5

У воинов древней Руси единой военной формы не существовало. Даже в сравнительно

У воинов древней Руси единой военной формы не существовало. Даже в сравнительно
небольших княжеских дружинах защитное снаряжение и оружие воинов были различными и подбирались, исходя из возможностей или вкусов конкретных дружинников и преобладающих способов ведения боя. Традиционно русские воины использовали разнообразное защитное снаряжение, которое постоянно совершенствовалось, вбирая в себя все лучшее из того, что создавалось и в Европе, и в Азии.

Слайд 6

Защита воина в древней Руси.

По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема называлось

Защита воина в древней Руси. По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема
доспехами. Позднее этим термином стали называть все защитное снаряжение воина. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга. Она использовалась с Х до XVII века.

Слайд 7

Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой.

Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой.
В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов.

Слайд 8

С ХI века русские воины стали пользоваться «броней чешуйчатой». Чешуйчатый доспех состоял

С ХI века русские воины стали пользоваться «броней чешуйчатой». Чешуйчатый доспех состоял
из стальных пластин с закругленным нижним краем, которые крепились к матерчатой или кожаной основе и напоминали рыбью чешую. При изготовлении пластины надвигали одна на другую, после чего каждую в центре приклепывали к основанию. Подол и рукава обычно делали из более крупных пластин. По сравнению с пластинчатыми, этот вид доспехов был более эластичен и красив. С ХIV века в русском языке термин «броня» вытесняется термином «доспех», а с ХV века – «панцирь».

Слайд 9

Все детали панциря изготовлялись ремесленниками-кузнецами. «Спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье»,

Все детали панциря изготовлялись ремесленниками-кузнецами. «Спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье»,
— говорит Лаврентьевская летопись.
Начиная с XIV века на Руси встречаются панцири, в которых смешиваются разные виды доспехов. Доспехи могли быть чешуйчатыми на подоле и пластинчатыми (или кольчатыми) на груди и спине. Рукава и подол кольчуги отделывались длинными языкообразными пластинами. Грудь воина дополнительно защищалась крупными бляхами, которые надевались поверх доспехов. Позднее, в XVI веке, они получили название «зерцал», так как гладкие металлические пластинки их специально шлифовались, начищались до блеска, а иногда покрывались золотом, серебром и гравировались. Подобные доспехи стоили весьма дорого, рядовым воинам были недоступны и могли носиться на поле брани исключительно князьями, воеводами и первейшими боярами.

Слайд 10

С XIII века на Руси появляются виды защитного снаряжения, объединяющие элементы кольчуги

С XIII века на Руси появляются виды защитного снаряжения, объединяющие элементы кольчуги
и броневого доспеха. Наибольшее распространение получили колонтарь (доспех от шеи до пояса без рукавов), юшман(кольчужная рубашка) и куяк.

Слайд 11

Богатые воины надевали дополнительный доспех – зерцало, состоявшее из крупных металлических пластин,

Богатые воины надевали дополнительный доспех – зерцало, состоявшее из крупных металлических пластин,
соединенных ремнями. Обычно оно изготавливалось из позолоченных отполированных пластин, блестевших на солнце, что и дало ему название.
Доспехи русских воинов дополнялись другими элементами снаряжения. Наиболее важным среди них являлся шлем (шелом) – металлический колоколовидный или сфероконической головной убор с длинным навершием (шпилем).

Слайд 12

План.

1. Что изображено на первом плане?
2. Основные группы героев картины.
3. Главный герой

План. 1. Что изображено на первом плане? 2. Основные группы героев картины.
картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица). Обратить внимание на выражение лиц слушающих его людей.

Слайд 13

4. Фон картины: описание неба, земли. Цвет плащей дружинников и одежды певца.

4. Фон картины: описание неба, земли. Цвет плащей дружинников и одежды певца.
Какие тона преобладают в картине?
5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?
Имя файла: Сочинение-по-картине-В.М.-Васнецова-«Баян».pptx
Количество просмотров: 190
Количество скачиваний: 0