верховные творцы, нашедшие для себя теперь новых бессознательных сторонников. Ими оказались, во-первых, целые народы (в проекте Выбор народа, опросов «наиболее» и «наименее любимые» картины разных стран) и, во-вторых, животные (в 1990-е годы художники выступают с проектом «сотрудничество» со слонами Таиланда, которых «научили» абстрактной живописи).
Еще в 1980-е годы соц-арт стал восприниматься как проект нового русского искусства в целом. Групповой соц-арт далеко не столь концептуален, как соц-арт Комараи Меламида. Многие художники не анализируют пронизанность советской культуры и быта текстом, а смакуют это как пластическую или даже психологическую характеристику.
Ткаую позицию заняли несколько скульпторов, которые отталкивались, подобно Чернышову и Рогинскому, от советской вещи, - технологически примитивной, тотемной и «теплой» (поскольку вещей в СССР мало, они донельзя фетишизированы и по той же причине носят очень личный характер). Александр Косолапов на рубеже 1960-1970-х годов, еще в СССР, начал с гротескных деревянных «портретов» мясорубки и щеколды; за ними последовали раскрашенные фанерные силуэты (школьник и милиционер: Учись, сынок, 1975, частное собрание, Москва). В эмиграции Косолапов стал работать с «экспортными» символами СССР – Лениным, Гагариным, икрой, супрематизмом, иронически соединяя их с символами консюмерстской и модернистской
культуры Запада – кока-колой, Микки Маусом и писсуаром Дюшана.
Александр Косолапов. Новое время #14
Александр Косолапов. Микки-Ленин
Александр Косолапов. «Дисциплина» Макдональдс