Современные направления в изобразительном искусстве (поп-арт, инсталляция)

Содержание

Слайд 2

ПОП-АРТ

Кратко, поп-арт — это стиль искусства, наиболее популярный в 60-х годах 20-ого

ПОП-АРТ Кратко, поп-арт — это стиль искусства, наиболее популярный в 60-х годах
века. Сюжеты картин строятся на известных всем объектах: знаменитостях, комиксах, еде, бытовых предметах. Ему присущи яркие цвета, плоскость, ирония и отсутствие глубокого смысла.

Слайд 3

РОДИНА ПОП-АРТА

Считается, что движение «поп-арт» зародилось в Лондоне в 1952 году в сообществе молодых

РОДИНА ПОП-АРТА Считается, что движение «поп-арт» зародилось в Лондоне в 1952 году
художников, критиков, архитекторов и писателей «Независимая группа» (объединение, чьи члены исследовали влияние технологий, массовой культуры и рекламы на современное искусство), куда входили Ричард Гамильтон, Найджел Хендерсон, Джон МакХейл, Эдуардо Паолоцци и Уильям Тернбулл, которые затем провели выставки с первыми образцами поп-арта. Их работы оказали сильное влияние на последующее развитие движения.

Слайд 4

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕРМИНА

Кто именно изобрел название термина, неизвестно, но обычно его авторство

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕРМИНА Кто именно изобрел название термина, неизвестно, но обычно его
приписывают британскому искусствоведу Лоуренсу Аллоуэю, который в 1958 году опубликовал эссе под заголовком «Искусство и средства массовой информации», где он впервые употребил слова «популярная массовая культура», что было близко к укоренившееся затем названию «поп-арт».

Аллоуэй
был одним
из ведущих критиков, защищавших поп-арт как законную 
форму
искусства.

Слайд 5

ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Хотя еще в 1952 году на лекции был показан коллаж Эдуардо Паолоцци

ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Хотя еще в 1952 году на лекции был показан коллаж
«Я была игрушкой богача», официально первым образцом современного поп-арта считается коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Он был показан на новаторской выставке «Независимой группы» под название «Это завтра» в 1956 году в Галерее Уайтчепел в Лондоне.

Слайд 6

ИДЕИ

Поп-арт отличался тем, что не идеализировал культурные объекты, а изображал их такими,

ИДЕИ Поп-арт отличался тем, что не идеализировал культурные объекты, а изображал их
какие они есть. Основная идея этого движения состояла в том, что искусство не является элитарным, оно может быть связано с простыми людьми или повседневными вещами. Оно должно быть понятным каждому, а не быть привилегией ограниченного круга лиц.
Ключевые идеи:
Размытие понятия между «высоким» и «низким» искусством. Фундаментом жанра служила идея об отсутствии иерархии в культуре. Вдохновение могло черпаться из любых источников.
Эмоциональная отстраненность. Хотя подходы и работы были очень разными, всех их объединяло холодное дистанцирование в эмоциях. Одни считают это принятием популярного мира, другие шокированным отступлением.
Отсутствие глубокого смысла. Простота — это одновременно и сильная сторона, и то, за что направление подвергалось жесткой критике. Смысл
поп-арта лежит на поверхности.

Слайд 7

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Поп-арт легко узнаваем благодаря своей живости и уникальным характеристикам, которые присутствуют

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ Поп-арт легко узнаваем благодаря своей живости и уникальным характеристикам, которые
во многих знаковых произведениях этого движения.
К его особенностям относятся:
Узнаваемые образы. Поп-арт использовал изображения и символы популярных медиа и продуктов. В них входили коммерческие товары, такие как банки из-под супа, дорожные знаки, фотографии знаменитостей, газеты, фирменные названия, логотипы и прочее.
Отсутствие выдуманных сюжетов и предметов. Поп-арт всегда основывается на то, что есть. Авторы не выдумывают новых героев и объектов.
Яркие цвета. Стиль характеризуется сочными, яркими цветами, к основным относится красный, желтый и синий.
Ирония и сатира. Юмор — один из основных компонентов поп-арта. Мастера используют их, чтобы сделать заявление о текущих событиях, посмеяться над причудами и бросить вызов существующему положению вещей.

Слайд 8

Инновационные методы. Многие поп-арт художники были дизайнерами или занимались печатью, что позволяло

Инновационные методы. Многие поп-арт художники были дизайнерами или занимались печатью, что позволяло
им создавать изображения быстро и в больших количествах. Энди Уорхол использовал шелкографию — процесс, с помощью которого через сетчатый экран с трафаретом чернила переносятся на бумагу или холст. Рой Лихтенштейн, чтобы добиться своего фирменного визуального стиля, использовал литографию. Авторы картин часто брали образы из других областей массовой культуры и включали их в свои произведения, либо измененными, либо в своей первоначальной форме. Этот тип присвоения часто работал рука об руку с повторением, чтобы разрушить разделение между высокой и низкой культурой, которое делало различие между рекламой, средствами массовой информации и изобразительным искусством.
Смешение медиа и коллажа. Художники часто смешивали материалы и использовали множество различных типов журналов и газет. Подобно Роберту Раушенбергу, чьи работы предвосхитили развитие жанра, Том Вессельман и Ричард Гамильтон объединили кажущиеся несопоставимыми образы в единое полотно, чтобы создать совершенно современную форму. Точно так же Марисоль известна своими скульптурами, которые для изображения фигур используют множество различных материалов.
Плоские образы под влиянием комиксов и газетных фотографий.

Слайд 16

ИНСТАЛЛЯЦИЯ 

Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции

ИНСТАЛЛЯЦИЯ Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов,
делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).
Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:

Слайд 17

1. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОСТРАНСТВА И ВЕЩЕЙ

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал,

1. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОСТРАНСТВА И ВЕЩЕЙ Если вы
или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.

Слайд 18

2. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО СОЕДИНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСКУССТВ

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой

2. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО СОЕДИНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСКУССТВ Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося
и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

Слайд 19

3. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ЗРИТЕЛЕМ

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую

3. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ЗРИТЕЛЕМ Вытекающее из предыдущего пункта
вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

Слайд 20

4. ИНСТАЛЛЯЦИЯ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ В МУЗЕЕ

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно

4. ИНСТАЛЛЯЦИЯ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ В МУЗЕЕ Иногда именно музей делает из искусства
из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».

Слайд 21

При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.

При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.

Слайд 22

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО НЕ СКУЛЬПТУРА

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — ЭТО НЕ СКУЛЬПТУРА Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет),
форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

Слайд 23

6. ИНСТАЛЛЯЦИЯ МАЛО ЖИВЕТ И ПОЧТИ НЕ ХРАНИТСЯ

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том

6. ИНСТАЛЛЯЦИЯ МАЛО ЖИВЕТ И ПОЧТИ НЕ ХРАНИТСЯ Чаще всего музеи не
виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.

Слайд 24

7. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — МАГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при

7. ИНСТАЛЛЯЦИЯ — МАГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Основной эффект, к которому стремятся художники, это
помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»
Имя файла: Современные-направления-в-изобразительном-искусстве-(поп-арт,-инсталляция).pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 2