Суицидология. Суицидальное поведение

Содержание

Слайд 2

Самоубийство изучалось философами задолго до возникновения суицидологии как отрасли медицинской науки. Начиная

Самоубийство изучалось философами задолго до возникновения суицидологии как отрасли медицинской науки. Начиная
с античности до наших дней, философия придает большое значение проблеме сознательного прекращения человеком собственной жизни. Философская разработка проблемы самоубийства неразрывно связана с понятиями смерти, свободы выбора и воли, а также смысла жизни человека.

Слайд 3

Греко-римская культура относилась к самоубийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками

Греко-римская культура относилась к самоубийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками
и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли. Для них свобода состояла, прежде всего, в свободе от внешнего давления, в самостоятельном контроле собственной жизни. Ее высшей формой становится свобода в принятии решения – продолжать жизнь или умереть.
Древнегреческих философов в зависимости от точки зрения на допустимость самоубийства можно разделить на три группы. Пифагор и Аристотель противостоят эпикурейцам, киникам и стоикам, Платон и Сократ занимают промежуточную позицию.

Слайд 4

Жесткие установки христианства, закрепленные на Западе постановлением Тридентского собора (1568), официально признавшего

Жесткие установки христианства, закрепленные на Западе постановлением Тридентского собора (1568), официально признавшего
на основании заповеди «Не убий» суицид убийством, почти на полтора
тысячелетия в большинстве государств Европы определили доминирующее отношение общества к самоубийцам.

Слайд 5

В эпоху Возрождения возвращаются взгляды античных философов на самоубийство, прежде всего в

В эпоху Возрождения возвращаются взгляды античных философов на самоубийство, прежде всего в
смысле более взвешенного отношения к нему по сравнению с порой Средневековья.
По мнению Монтеня, в руках самого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью, можно быть недовольным жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ей и даже ненавидеть и стыдиться ее, но смерть у человека никто не сможет отнять.

Слайд 6

Новое время продолжило традицию толерантного отношения к суициду, что нашло классическое выражение

Новое время продолжило традицию толерантного отношения к суициду, что нашло классическое выражение
в знаменитом эссе английского философа Дэвида Юма «О самоубийстве». Юм полагал, что вопрос о самоубийстве нисколько не противоречит промыслу Божьему. Все события производятся силами, дарованными Богом, а потому и всякое событие одинаково важно в беспредельной вечности. Добровольно прекращающий свою жизнь человек вовсе не действует против воли Божьей, его промысла и не нарушает мировой гармонии.

Слайд 7

Имманиул Кант
1724-1804

Немецкий философ Эммануил Кант заявлял, что самоубийство является оскорблением человечества.

Имманиул Кант 1724-1804 Немецкий философ Эммануил Кант заявлял, что самоубийство является оскорблением
Проблема суицида досадным образом нарушала логическую и эстетическую целесообразность в природе и человеке.

Слайд 8

Артур Шопенгауэр 1788-1860

Иначе рассуждал Артур Шопенгауэр. Драматические перипетии собственной личной истории сделали

Артур Шопенгауэр 1788-1860 Иначе рассуждал Артур Шопенгауэр. Драматические перипетии собственной личной истории
одиночество для философа естественным состоянием и породили отношение к жизни, в которой невозможно счастье, а торжествуют зло и бессмыслица. Если отрицается «воля к жизни», то возникает экзистенциальная вина, которая усугубляясь ведет к различным степеням самоотрицания человеческой самости вплоть до самой кардинальной.

Слайд 9

М.Ф. Достоевский 1821-1881

Поводом для размышлений Федора Михайловича Достоевского над проблемой самоубийства послужило

М.Ф. Достоевский 1821-1881 Поводом для размышлений Федора Михайловича Достоевского над проблемой самоубийства
самоубийство в декабре 1875 года во Флоренции 17-летней дочери А. И. Герцена, покончившей с собой из-за неразделенной любви. Ее «аристократически-развратному» уходу из жизни, который возмутил писателя, он противопоставляет «нравственно-простонародное» – кроткое, смиренное самоубийство швеи, выбросившейся из окна с иконой.

Слайд 10

В.С.Соловьев
1853-1900

Владимир Соловьев писал, что суть суицида в убеждении, будто «в жизни

В.С.Соловьев 1853-1900 Владимир Соловьев писал, что суть суицида в убеждении, будто «в
совершается не то, что, по-моему, должно в ней совершаться, следовательно, жизнь не имеет смысла, и жить дальше не стоит», – таким образом самоубийцы представлялись Соловьеву эгоистами, не желающими подчиняться «смыслу всеобщей жизни» (Богу).

Слайд 11

Альбер Камю
1913-1960

В XX веке появляется концентрированная философия абсурда Альбера Камю. В

Альбер Камю 1913-1960 В XX веке появляется концентрированная философия абсурда Альбера Камю.
эссе «Миф о Сизифе» он говорит о том, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно».

Слайд 12

Карл Ясперс
1883-1969

Карл Ясперс изучал проблему самоубийства профессионально, сначала как психиатр, а

Карл Ясперс 1883-1969 Карл Ясперс изучал проблему самоубийства профессионально, сначала как психиатр,
затем как экзистенциальный философ. В философии Ясперса существенны вопросы о причинности и свободе. В рассуждениях о предопределении

поведения человека философ проводит разделение действий (решений) на обусловленные и безусловные. Обусловленные – они поняты, их можно понять каким ходом мысли человек пришел к ним, а для этого надо знать, во-первых, его экзистенциальную позицию. А безусловные – и понятные, и непонятные.

Слайд 13

Н.А.Бердяев
1874-1948

Психологический этюд Николая Александровича Бердяева «О самоубийстве» (1931) написан русским религиозным

Н.А.Бердяев 1874-1948 Психологический этюд Николая Александровича Бердяева «О самоубийстве» (1931) написан русским
философом за границей. Это реакция человека, мыслителя и христианина на участившиеся случаи суицидов в среде русской эмиграции. Н. А. Бердяев, будучи непримиримым противником самоубийства, считал, что его порождают бессмысленное и бесцельное страдание и безнадежность. Он полагал, что самоубийство идет от сатаны, что оно «по природе своей есть отрицание трех высших добродетелей – веры, надежды и любви» и, «убивая себя, человек наносит рану миру как целому, мешает осуществлению царства Божьего».

Слайд 14

Таким образом, самоубийство в философии рассматривается как чрезвычайно сложное, комплексное проявление бытия

Таким образом, самоубийство в философии рассматривается как чрезвычайно сложное, комплексное проявление бытия
человека во всей его многоплановости. Это определяется именно тем, что самоубийство есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни. В этих двух основных дефинициях заключается его коренное отличие от убийства, в котором отсутствует элемент самостоятельности, и от несчастного случая, в котором отсутствует элемент сознательности, и доминирует случайность.
Проблема самоубийства, устанавливаемая и решаемая философскими средствами, только проясняется и не претендует на полное разрешение и окончательное снятие. Имеющие место философские концепции суицида можно рассматривать не как расположенные в хронологическом порядке и потому сменяющие друг друга, а как «одновременно» присутствующие в философском поле, и потому как наравне участвующие в постоянно происходящей философско-суицидологической дискуссии.

Слайд 15

Девятнадцатое столетие в Европе завершилось тем, что признало достоинство человека и его

Девятнадцатое столетие в Европе завершилось тем, что признало достоинство человека и его
право на жизнь. Но является ли это право одновременно и обязанностью? Ни в одной из конституций и деклараций прав человека этого не утверждалось. А потому самоубийство постепенно стали вычеркивать из списка уголовных преступлений.
Первой это сделала Франция, последней – Великобритания, где антисуицидальная статья сохранялась в уголовном кодексе до 1961 года. Тем, кто предпринял неудачную суицидальную попытку, «повезло» меньше – несостоявшихся самоубийц продолжали преследовать по закону: в штате Нью-Йорк (США) их приговаривали к 20 годам тюрьмы, а в Англии «помогали» завершить начатое – казнили. В большинстве штатов США действует закон, запрещающий оказывать помощь другому лицу в осуществлении суицида (Бехтерев В.М., Булацель Т.Ф., 1997).

Суицид в ХХ веке. Западная Европа и США.

Слайд 16

Язычество. В большинстве древних языческих культур (Египет, Греция, Рим, Скандинавия) запрета на

Язычество. В большинстве древних языческих культур (Египет, Греция, Рим, Скандинавия) запрета на
самоубийство нет.
Восточные религии. В индуизме (Индия) и буддизме (Индия, Япония, Китай и др.) считается, что только для престарелого архата возможно кармически нейтральное лишение себя жизни. В синтоизме (Япония) самоубийство не только не запрещено, но и прямо поощряется в варианте харакири (сеппуку). Эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно, в тех случаях, когда была затронута честь самурая, или в знак верности самурая своему сюзерену.

Суицид в религии

Слайд 17

Христианство. Православное христианство считает самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине,

Христианство. Православное христианство считает самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине,
что человек совершает двойной грех – убийства и отчаяния, в которых уже нельзя покаяться. Совершившие самоубийство лишаются отпевания перед погребением. Единственным исключением являются сумасшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения рассудка. Самоубийцу отпевают лишь в том случае, если священнослужитель признает покойного безумным, что чаще всего выражается в предъявлении родственниками самоубийцы соответствующей медицинской справки. Ранее самоубийц хоронили вне кладбища. Подобная практика сохранялась до 1950-х годов, а местами встречается и в современной России, в форме запрета на захоронение на церковном кладбище.

Слайд 18

Если же человек, сознательно лишающий себя жизни, имеет своей целью спасти другого

Если же человек, сознательно лишающий себя жизни, имеет своей целью спасти другого
человека или группу людей, то такой поступок классифицируется не как самоубийство, а как самопожертвование. Такой человек почитается наравне со святыми мучениками. Это основывается на словах Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13.).

Слайд 19

Ислам. В исламе, как и в христианстве, негативно рассматривается обычное, «бытовое» самоубийство,

Ислам. В исламе, как и в христианстве, негативно рассматривается обычное, «бытовое» самоубийство,
а в Коране содержится прямой запрет на добровольное лишение себя жизни (4:29). Однако есть толкования Корана (принятые в ряде сект и религиозно мистических течений ислама), заявляющие о том, что если человек убьет неверных и в результате умрёт сам, то он окажется в раю, и его статус будет равен статусу шахида. Но такие толкования Корана не являются каноническими и отвергаются большинством арабских богословов и теологов.

Слайд 20

В одном из хадисов Пророк говорит: «Убивший себя железом будет до скончания

В одном из хадисов Пророк говорит: «Убивший себя железом будет до скончания
века таскать на себе в аду орудие преступления. Отравившийся будет вечно пить свою отраву. Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподней». Составитель одного из шести проверенных сборников суннитских хадисов Абу-Дауд (X век) повествует о том, как Пророк Мухаммед отказал в погребальных почестях самоубийце. Приписывают Пророку и такие слова: «В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истек кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в Рай».

Слайд 21

Таким образом, в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) самоубийство в большинстве

Таким образом, в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) самоубийство в большинстве
случаев не преподносится как благое деяние и считается греховным. Существует, однако, ряд исключений и частных случаев.
Немногочисленные деструктивные секты (так называемые религиозные объединения, такие как «Белое братство» или «Народный храм»), призывающие к массовому самоубийству или совершившие таковое, как правило, в большинстве стран преследуются в судебном порядке и квалифицируются контролирующими органами как деструктивные и представляющие опасность для общества и государства, на основании чего принимается решение о запрещении деятельности такого религиозного объединения.

Слайд 22

Выявлена зависимость, что чем культурнее и цивилизованнее народ – тем больше самоубийств

Выявлена зависимость, что чем культурнее и цивилизованнее народ – тем больше самоубийств
происходит в его среде. По данным историков и этнографов, в глубокой древности самоубийств почти не было. Отрицательное отношение к самоубийству мы находим и у многих нехристианских народов. Так, самоубийство запрещается религиозными воззрениями евреев, персов и мусульман. Число самоубийств становится тем большим, чем ближе подвигаемся к нашему времени. Самоубийства чаще бывают в городах, чем в селах и деревнях. И чем крупнее город, тем больше и самоубийств. Следует отметить, что города, особенно же большие города и столицы, являются центрами культуры, где сосредоточивается вся политическая, деловая и культурная жизнь страны. Приведенные выше факты выявляют связь между развитием культуры и ростом самоубийств, между современным строением общества и древними его формами.

Культура и самоубийство

Слайд 23

Знаменитые самоубийцы

Ван Гог
Александр Радищев
Зигмунд Фрейд
Александр Фадеев
Сергей Есенин
Владимир Маяковский

Знаменитые самоубийцы Ван Гог Александр Радищев Зигмунд Фрейд Александр Фадеев Сергей Есенин

Лиля Брик
Марина Цветаева
Курт Кобейн
Стефан Цвейг с супругой
Джек Лондон
Вирджиния Вульф
Луи Буссенар

Алексей Толстой
Афанасий Фет
Рудольф, кронпринц Австро-Венгрии и его возлюбленная Мария Вечера
Николай I
Савва Морозов
Александр Керенский
Серго Орджоникидзе
Надежда Аллилуева
Адольф Гитлер и Ева Браун
Звиад Гамсахурдия
и многие другие

Слайд 24

Индивидуальным следует считать такое самоубийство, когда человек осознает свое дальнейшее существование не

Индивидуальным следует считать такое самоубийство, когда человек осознает свое дальнейшее существование не
совместимым с определенными жизненными обстоятельствами, которые кардинально противоречат его принципам, идеалам и убеждениям.
Ритуальное же самоубийство происходит как раз по обратной причине – когда общество считает, что при определенных ситуациях и обстоятельствах человек не имеет права на дальнейшее существование и должен покончить с собой тем или иным способом, и отношение самого человека к поступку, который он должен совершить, не имеет никакого значения.

Индивидуальное и ритуальное самоубийства

Слайд 25

Между индивидуальным и ритуальным самоубийствами существуют принципиальные различия, они отражены в таблице

Между индивидуальным и ритуальным самоубийствами существуют принципиальные различия, они отражены в таблице

Слайд 26

Самосожжения раскольников. Несмотря на то, что христианство запрещает суицид, в истории России

Самосожжения раскольников. Несмотря на то, что христианство запрещает суицид, в истории России
прослеживается период массовых ритуальных самоубийств имеющих религиозный характер. После утверждения Великим Собором проведенных патриархом Никоном церковных реформ (1667), и последующего раскола церкви в старообрядческой (раскольничьей) среде стали практиковаться массовые самосожжения. Преследование со стороны государства и присущий староверам религиозный фанатизм и способствовали распространению представлений о том, что самосожжение – «страдание за веру» обеспечивает искупление грехов, причисление к сонму мучеников и попадание в рай.
Самосожжения проходили в домах, где собиралась старообрядческая община. Проводилось богослужение, причащение, после чего строение поджигалось изнутри. По мнению отечественных историков, в тех кострах сгорело более 10 000 человек.

Слайд 27

Известно, что русские старообрядцы XVII–XVIII веков, сжигавшие себя, достаточно часто пытались «снять

Известно, что русские старообрядцы XVII–XVIII веков, сжигавшие себя, достаточно часто пытались «снять
грех с души» и заменить самосожжение своего рода гибелью за веру. Запершись в скиту, они ставили на засов двери горящую свечу, а на пол бросали ворох соломы; когда присланные усмирить раскольников солдаты начинали выламывать дверь, свеча падала, и в помещении начинался пожар; таким образом, солдаты становились убийцами, а староверы – мучениками.

Слайд 28

Голодовка. Суицид, связанный с религиозными представлениями, практиковался не только в миру, но

Голодовка. Суицид, связанный с религиозными представлениями, практиковался не только в миру, но
и в стенах монастырей. Так в лаврах (греч. laura) – крупнейших мужских православных монастырях, подчиненных непосредственно патриарху (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Почаевско-Успенской) достаточно часто к смерти монахов приводили многодневные (40-дневные) посты с отказом от какой-либо пищи и воды. Такой строгий пост монах принимал на себя добровольно (с благословления настоятеля), уединялся в келье, и, как правило, погибал до истечения срока поста.

Слайд 29

Распятие. В литературе описаны и иные, единичные случаи ритуального суицида. Так, один

Распятие. В литературе описаны и иные, единичные случаи ритуального суицида. Так, один
отшельник, из религиозных побуждений, решил умереть на кресте – так, как умирали апостолы и бродячие проповедники христианства. Отшельник срубил из двух брусьев крест и установил его на горе, недалеко от своей кельи. Накануне Пасхи он совершил самораспятие – привязал себя к кресту четырьмя веревочными петлями. Из Евангелия известно, что страдания Христа длились около шести часов, но, распятие Спасителя было проведено на гвоздях, а отшельник избрал более распространенный (и более длительный) вариант римской казни – распятие путем привязывания к кресту. Такая казнь длилась иногда несколько суток, смерть, как правило, наступала от асфиксии или острой дегидратации.
Когда отшельника нашли, он был еще жив и произнёс: «Захотелось умереть так, как умер Христос за людей».
Имя файла: Суицидология.-Суицидальное-поведение.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0