Слайд 3Цели:
познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина;
научить определять литературные приемы, использованные Буниным
для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина;
развивать навыки анализа прозаического текста.
Слайд 4Анализ текста рассказа
И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
1. Какие картины встают в
воображении при чтении рассказа?
В чем особенности композиции? Составьте план рассказа.
3. Какой представляется личность лирического героя?
4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин?
5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.
Слайд 5Лексические модели:
ностальгия по угасающим дворянским гнездам;
элегия расставания с прошлым;
картины патриархального
быта;
поэтизация старины; апофеоз старой России;
увядание, запустение усадебной жизни;
грустный лиризм рассказа.
Слайд 65. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает
мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.
Слайд 7ПЛАН РАССКАЗА
1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.
2. Воспоминание
об «урожайном годе». Тишина в саду.
3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.
4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.
Слайд 8«Господин из Сан-Франциско»
– Как донесена авторская концепция мира в рассказе?
– Каков человек
в изображении Бунина?
- Что является кульминацией рассказа?
– Как звучит тема любви в произведении?
Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Слайд 9План
1. «Художник нарисовал... образ греха... гордого человека со старым сердцем».
2. Символично
название корабля: Атлантида – затонувший мифический континент.
3. Пассажиры корабля – модель человеческого общества:
а) паразитизм «пар чистых»;
б) смерть господина из Сан-Франциско.
Слайд 10Сборник «Темные аллеи»
И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что
считает этот цикл «самым совершенным по мастерству».
Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души.
Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.
Слайд 11Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало
солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Н.Огарев
Слайд 12Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит
вечный рок.
Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
Слайд 13Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой
любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова
Слайд 14«Чистый понедельник»
– Докажите, что образы главных героев построены на антитезе.
– Объясните название
рассказа.
– Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе.
Слайд 15Нобелевская премия
«Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе
за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».
Слайд 16План к сочинению
«Всякая любовь – великое счастье...»
I. Бунинское новаторство в
освещении темы любви.
II. Многогранность чувства любви у Бунина.
1. «Лики любви» в бунинских рассказах:
1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);
2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);
3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);
4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»);
5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»);
6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);
7) любовь – обида («Темные аллеи»);
8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);
9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»);
10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).
III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).