Слайд 2Сюрреализм как стиль в живописи
Сюрреализм – модное движение в живописи в межвоенные
годы. Сформировалось направление в 1920-е годы во Франции, откуда распространилось по всей Европе, став одним из наиболее влиятельных стилей и направлений в искусстве авангарда.
Слайд 3Название происходит от фразы «Drame surrealiste» — это подзаголовок из пьесы писателя
и искусствоведа Гийома Аполлинера. Впервые термин фиксируется в его манифесте «Новый дух» к балету «Парад». Совместная работа П.Пикассо, Э.Сати, Ж.Кокто и Л.Мясина породила настоящий сюрреалистический шедевр.
Слайд 5Сюрреализм эволюционировал из нигилистического «антиискусства» дадаизма, большинство представителей которого стали сюрреалистами. Наиболее
ярким примером сюрреализма считается творчество Сальвадора Дали. Изначально основным направлением движения была литература, но вскоре сюрреализм охватил живопись, скульптуру и другие формы в современном визуальном искусстве. Сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов путем освобождения творческих сил подсознания.
Слайд 6Техники и философия
Художники изобрели методы для получения фантазийных изображений, в которых переплетается
реальность и вымысел, галлюцинация, сон.
Слайд 7Текстурирование
Методика создания изображения, поместив лист бумаги на неровную или зернистую поверхность. Например,
дерева или камня. Карандашом или мелком бумага обрабатывается до тех пор, пока приобретет текстуру использованного для подложки материала.
Слайд 8Декалькомания
Метод в искусстве, в котором краска выплескивается на бумагу или наносится при
помощи большой щетки. Пока она еще не высохла — покрывается другим листом бумаги. Путем трения поверхности о поверхность художнику удается создать необычные образы.
Слайд 9Соскабливание
Техника создания определенных эффектов при помощи помещения окрашенного полотна на текстурированную поверхность
и обработки путем скобления. Частично краска удаляется с поверхности, а окрашенная часть приобретает необычный, фактурный вид.
Слайд 10Фьюмаж
Сформировался в конце 1930-х годов, под листом бумаги размещалась свеча, чтобы на
поверхности остались следы сажи. Перемещение свечи разнообразные фантазийные узоры.
Слайд 11Капельный метод в искусстве
Краска наносится на полотно отдельными каплями, которые падают с
раскачивающего объекта.
Слайд 12Коллаж
Техника создания коллажей предполагает создание живописных или графических полотен путем собирания сюжета
из разных частей других картинок, вырезок газет, журналов, рисунков, фото. Эти элементы располагают и наклеивают согласно с изначальным замыслом, и таким образом создают новую цельную композицию.
Слайд 13Чертеж
Автоматический чертеж выполняется при помощи пера или кисти: линии чертятся без определенного
план и соблюдения правил.
Слайд 14Работы в стиле сюрреализма называют абсурдными, лишенными логики, полными противоречий. Художники, работавшие
в этом стиле, начали художественную революцию сознания и восприятия. Они считали, что только искусство способно освободить разум человека.
Слайд 16История развития
Искусствоведы называют предшественником стиля И.Босха, чьи работы впервые продемонстрировали интерес к
нереальным изображениям, фантазии, деформированной реальности искусстве. История развития стиля началась в Париже, но сюрреализм в живописи быстро распространился по Европе. Начиная с 20-х и до 60-х годов XX века, сюрреализм развивался в США, до 80-х – проник в Африку, Азию, Австралию.
Слайд 18В 1924 году появился Манифест стиля, автором которого был А.Бретон. Позже выходят
работы, отображающие сущность и философию сюрреализма:
- «Магнитные поля» А.Бретона и Ф.Супо.
- «Сюрреалистическая революция».
- «Парижский крестьянин» Л.Арагона.
Слайд 19На развитие стиля оказали влияние научные изыскания и теории З.Фрейда. Многие сюрреалисты
относились к психоанализу скептически, но на большинство теория повлияла, принеся в им работы тонкий психологизм, эмоциональность, глубину. Одними из главных ценностей стиля считаются: стремление к свободе, индивидуальности, отказу от рамок в развитии искусства живописи. Произведениям Сальвадора Дали и других живописцев свойственны иррациональность и особая эстетика, понятная не всем. Особенность стиля – символичность образов.
Слайд 21Влияние на развитие направления оказали работы известных творцов О.Редона и Г.Моро. центральными
темами их работ были: человеческое подсознание иронические изображения повседневной жизни, эротика, магические, фантасмагорические образы.
Слайд 23Один из специфических методов создания необычных работ – творчество под влиянием наркотических
веществ. Галлюцинации художников порождали хаотичность отображенной на картине сцены.
Слайд 24Стиль развивался в двух направлениях:
Иррациональное
Подсознательное
Слайд 25Иррациональное
Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Отцом этого направления считают Сальвадора
Дали. Для его характерны: точность, выразительность образов и линий, яркость, фантазии на тему перевоплощения предметов. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Именно работы Дали приходят в голову, когда речь идет про сюрреализм: картины его авторства являются примером наиболее точной передачи главных идей стиля.
Слайд 27Подсознательное
Второе направление тесно связано с попытками отобразить на полотне подсознательное. Образы нечеткие,
уходящие в абстракцию. Представители: М.Эрнст, А.Масон.
Сюрреализм основан на индивидуальном восприятии человека, ассоциациях. Не смотря на популярность полотен в этом стиле, его можно назвать наиболее противоречивым из всех. Творчество Сальвадора Дали было и остается наиболее репрезентативным для изучения направления в искусстве.
Слайд 29Известные представители и их полотна
Слайд 30Сальвадор Дали
Испанский живописец, воплотивший в своих работах все идеалы стиля. «Сюрреализм –
это я!» — так писал про себя художник. Он одним из первых примкнул к группе творцов-сюрреалистов, которую организовал А.Бретон. Через некоторое время его исключают из этого сообщества, но он продолжает развивать собственный стиль. поздний этап творчества отмечается влиянием живописи Ренессанса и академизма.
Наиболее известные полотна Сальвадора Дали: «Мед слаще крови», «Головокружение», «Автопортрет», «Геополитический младенец», «Молодая женщина, увиденная со спины».
Слайд 32Марк Эрнст
Один из идеологов стиля, немецкий художник-сюрреалист, мастер коллажа. Особенность его работ
– сосредоточенность на технике коллажа, значительное внимание к творчеству людей с психическими расстройствами, что стало одним из факторов его развития, как сюрреалиста. Работы: «Французский сад», «Око безмолвия», «Кастор и Поллукс», «Женщина, старик и цветок».
Слайд 33Фрида Кало
Мексиканская художница-сюрреалист. Ее работы отличались особой смысловой наполненностью, эмоциональностью, яркостью. Особенность
– Кало многие работы сосредотачивала на себе, среди работ значительное количество автопортретов. Наиболее известные работы: «Маленькая лань», «Плоды земли», «Две Фриды», «Что дала мне вода», «Сломанная колонна».
Слайд 35Ив Танги
Французский сюрреалист. За жизнь он сменил множество профессий, некоторое время провел
в море – на торговом корабле, что и повлияло на его живописное творчество и след в искусстве. Тема моря, подводных жителей стала центральной в его работе. Работы Танги узнаваемы: для них характерна некоторая мрачность, романтизм, использование плавных линий, изображений облаков, волн, дыма: «Рука в облаках», «Лента пределов», «Завтра», «Ветер», «Перевоплощение», «Гибель семьи».
Слайд 37Поль Дельво
Развивал сюрреалистическое направление в Бельгии. Находился под влиянием работ художников де
Кирико и де Смета. Центральная тематика работ – обнаженное тело. Особенность творчества – использование изображений скелетов, например, в работе «Распятие»
Слайд 39Значение для развития искусства
Стиль стал отправной точкой для развития фантастического реализма и
видженари арта в искусстве. На теперешний момент особенности творчества Сальвадора Дали и других творцов переняли современные художники – иногда их работы трудно отличить от полотен мастеров стиля. Сюрреализм стал более коммерческим, чем другие направления живописи.