«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

Содержание

Слайд 2

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение
и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

Что же такое - форма в музыке?

Слайд 3

То, что поет один - солист, - это запев песни. Обращали вы

То, что поет один - солист, - это запев песни. Обращали вы
когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз повторяются. Эти две части - запев или, иначе, куплет (французское слово couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном (это слово тоже французское -- refrain).

куплетная форма

Слайд 4

В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает

В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает
припев. Состоит песня не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие. Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и проверьте сами, как она построена.
Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому куплетной формой.

Слайд 5

ШКОЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ
Слова: Константин Ибряев Музыка: Георгий Струве
И в сентябрьский день погожий, И

ШКОЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ Слова: Константин Ибряев Музыка: Георгий Струве И в сентябрьский день
когда метёт февраль, Школа, школа, ты похожа На корабль, бегущий вдаль.
Припев: Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки.
2 Каждый год мы входим вместе В новый класс, как в новый порт. И свои мечты и песни, Как всегда берём на борт.
Припев.
Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки.
3 По следам героев Грина, По страницам добрых книг Нам под парусом незримым Плыть с друзьями напрямик.
Припев.
Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки.
4 Моряками ли мы станем, Звездолёт ли поведём - Никогда мы не оставим Человека за бортом.
Припев.
Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки.

Слайд 6

Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических

Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических
материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

старинная форма рондо

Слайд 7

Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает,

Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает,
что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

трехчастная форма

Слайд 8

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы
«без вывода», без итога. Схема ее: АВ.
Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями (вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья.

двухчастная форма

Слайд 9

то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего

то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего
композиторы обращаются к свободной форме при создании программных произведений, а также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы. Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности -- наиболее распространенной из всех музыкальных построений.
Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -- сонатная -- в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -- экспозиция, разработка и реприза -- образуют сложную трехчастность -- симметричное и логически завершенное построение.

свободная форма

Имя файла: «Сюжеты»-и-«герои»-музыкальной-формы.pptx
Количество просмотров: 496
Количество скачиваний: 1