Техника пуантилизм

Содержание

Слайд 2

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года,

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм —
в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Пуантилизм

Слайд 3

В конце 19 века французские художники вели активные исследования в области теории,

В конце 19 века французские художники вели активные исследования в области теории,
физики и психологии цвета. Они хотели найти инструменты, которые максимально полно позволили бы автору передать свой замысел и эмоциональный посыл зрителю. Химическая теория цвета Эжена Шевреля о взаимном влиянии разных красок друг на друга и физическая теория Огдена Руда о смешении цветов дали толчок к новым опытам и поискам. Также в это время идут большие споры о психологии цвета, о его символизме и влиянии на психоэмоциональное состояние человека. Все эти научные изыскания привели к тому, что художники начинают по-новому подходить к живописной технике. В это время импрессионисты вели активные исследования возможностей красок для передачи световоздушного и водного пространства. Они стремились передать сиюминутное, живое ощущение движения природных стихий. Классическая техника не давала им такой возможности. В результате поисков и экспериментов в 1885 году появляется пуантилизм в живописи.

История пуантилизма

Слайд 4

Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма. Художник пишет маленькими

Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма. Художник пишет маленькими
квадратными мазками. Движение его кисти напоминает легкое порхание бабочки, которая лишь на мгновение касается холста и вновь отрывается от него. Но суть метода не только в особом наложении красочного слоя на поверхность полотна. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили пуантилизм в живописи. Как рисовать, чтобы передать красоту мгновения природы и ощущение от момента, которое пережил художник? Вот главный вопрос, который задавали себе живописцы в конце 19 и начале 20 века. Французские художники под влиянием научных открытий в теории цвета и света, а также благодаря открытию фотографии, которая фиксировала момент бытия, начали экспериментировать с наложением красок на полотно. И пуантилизм был одним из вариантов новой техники. Краски в этом стиле не смешивались на палитре, как это было принято в классической живописи, а накладывались в исходном виде маленькими мазками. Техника пуантилизма очень сложна и кропотлива. Она сходна по своей декоративности и трудоемкости с мозаикой.

Метод и техника

Слайд 5

В 1885 году появился новый стиль в живописи – пуантилизм, его рождение

В 1885 году появился новый стиль в живописи – пуантилизм, его рождение
связано, в первую очередь, с именем французского художника Жоржа Сера. Он был разочарован в классической живописной манере и стремился найти свой почерк. Для этого он активно изучал научные труды по теории цвета. На него большое влияние оказали уже упомянутые работы по физике и химии, а также исследования Шарля Блана по колористике. Сера решительно отказался от импрессионистского подхода к живописи, основанного на мгновенном ощущении. Он считал, что художник должен исходить из научных открытий. Творец, по его мнению, не должен полагаться на вдохновение или сиюминутное ощущение, а должен каждый свой шаг тщательно рассчитывать, исходя из психофизиологических и физических знаний. Свои открытия в области цветоведения художник сначала сформулировал в теории хромолюминаризма, а позже обосновал новый подход – дивизионизм или пуантилизм. В 1884-86 годах он пишет огромное полотно, ставшее впоследствии очень знаменитым – «Воскресный день на острове Гранд-Жат». Ее размер – два на три метра, был рассчитан на восприятие на расстоянии.

Основатели

Слайд 6

Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что

Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что
такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Синьяк не только писал и в своих полотнах доводил пуантилизм до совершенства, но и создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Также Синьяк экспериментировал в графике и в черно-белой живописи. Успех и необычный эффект работ в стиле пуантилизма привлек внимание и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, пробовал свои силы в этой технике В. Ван Гог. Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. Этот стиль не утратил своей актуальности и доныне. Но такого массового пуантилизма, как на рубеже 19 и 20 веков уже не было. Самыми известными современными пуантилистами считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара.

Художники-пуантилисты

Слайд 7

Поль Синьяк  The Papal Palace

Поль Синьяк The Papal Palace

Слайд 8

Цветущие яблони и декоративный орех в Эраньи Камиль Писсарро

Цветущие яблони и декоративный орех в Эраньи Камиль Писсарро

Слайд 9

Урожай Шарль Ангран

Урожай Шарль Ангран

Слайд 10

Максимильен Люс

Максимильен Люс

Слайд 11

портрет Алисы Сете Тео ван Рейссельберге

портрет Алисы Сете Тео ван Рейссельберге

Слайд 12

Ван Гог «Сеятель и закат

Ван Гог «Сеятель и закат

Слайд 13

Сегодня работы в этой технике – шедевры, за которыми охотятся музеи и

Сегодня работы в этой технике – шедевры, за которыми охотятся музеи и
коллекционеры. Ведь таких полотен немного, и они являются настоящими редкостями.

Заключение