Слайд 2Актуальность темы работы объясняется тем, что религиозный туризм играет большую роль в
системе внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях -- одним из важнейших.
Слайд 3Религиозные туристы, и в первую очередь паломники, пускаются в путешествие, когда у
них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.
Слайд 4Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий внутри страны.
Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.
Слайд 5Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или
работы. В религиозном туризме поездка в достаточно удаленный город или район для поклонения какой-нибудь святыне, участие в культовых действиях или посещение музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. Очевидно, что понятие обычной среды различается по странам и может различаться для людей разной мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотивации поездок.
Слайд 6Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды
на срок не более года для посещения святых мест и центров религии. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Слайд 7Религиозный туризм имеет две основные разновидности. Это паломнический туризм и религиозный туризм
экскурсионо-познавательной направленности. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм.
Слайд 8Паломничество - это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм
туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм, христианство, ислам. Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним.
Слайд 9Выделяют 13 крупных районов паломничества в мире, среди них есть моно- и
поликонфессиональные: Европа, Северная и Латинская Америка, Северная, Восточная и Западная Африка, Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная, Средняя Азия, Россия, Австралия и Океания. Крупнейшим религиозным центром мира, по праву, считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий - иудаизма, христианства и ислама.
Слайд 10Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности
различают: индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам.
Слайд 11В рамках религиозного туризма экскурсионо-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых
туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных походах, медитациях, других религиозных мероприятиях.
Слайд 12В экскурсионо-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры - селятся в
гостиницах и т.д. Экскурсионо-познавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приучены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям.
Слайд 13Тем не менее, в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и
экскурсанты. Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации. С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок.
Слайд 14В индустрии религиозного туризма можно выделить:
1. Предприятия размещения – совокупность специализированных средств
размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);
2. Предприятия питания – совокупность специализированных предприятий общественного питания;
3. Транспортные предприятия;
4. Религиозные объекты показа: культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни), природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озёра, пруды), объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища).
Слайд 15ЮНВТО (Всемирная Туристская Организация) выделяет две группы средств размещения: коллективные и индивидуальные.
Коллективные средства размещения можно разделить на три группы:
1) гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, и т.д.);
2) специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения, и т.д.);
3) прочие средства размещения (комплексы домов, палаточные городки для паломников, монастырские, и прочие общежития и т.д.).
Индивидуальными средствами размещения являются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем, и т.д.
Слайд 16Если говорить о питании, то туристы, отправляющиеся в паломнические и религиозные поездки
пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:
1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.
2. Монастырские столовые или нечто подобное, в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь имеет определенные отличия от предлагаемого в кафе и ресторанах. Как правило пища бывает более простой, постной во время православного поста. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако добровольные самоограничения лишь идут на пользу и способствуют духовному росту человека, и, как правило, паломники к этому готовы.
Слайд 17Туристам, которые отправляются в паломническую или экскурсионную поездки, необходимо использовать различные средства
транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды. Если говорить о внутреннем религиозном туризме, то смело можем сказать что наиболее популярен автомобильные (автобусные) средства транспорта.
Слайд 18Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например,
святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.
Слайд 19По международным нормам турист имеет право на беспрепятственное отправление религиозных обрядов и
молитв, однако, если это не мешает другим туристам и не нарушает местные обычаи и правила пребывания в отеле и других общественных местах. В крупных международных аэропортах существует специальное помещение для отправления религиозных обрядов, которое обслуживается минимум тремя представителями различных конфессий. Любое посещение святых мест храмов или иных культовых сооружений находящихся под эгидой действующей конфессии включенное в программу тура должно быть согласовано с руководством этой конфессии.
Слайд 20В России паломнические и экскурсионные поездки по православным местам организуют паломнические службы
«Радонеж», «Монастыри России», «Благовест», «Русский путешественник» и др. Важно отметить, что при организации поездок паломническими службами не ставится цель извлечения прибыли. Прибыль, безусловно, нужна для выдачи зарплаты сотрудникам, платы за аренду помещений, решения организационных вопросов и т.д. но главное в их деятельности – служение людям
Слайд 21Для успешного развития религиозного туризма необходимо использовать социокультурное проектирование. Это специфическая технология
инновационной деятельности в социально-культурной среде, представляющая собой конструктивный и творческий подход, сущность которого заключается в анализе и выявлении причин возникновения проблем, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств для достижения поставленных целей. Основными результатами технологии являются программа и проект.
Слайд 22Программа – это развёрнутый документ, определяющий в масштабах конкретной территории всю совокупность,
условий необходимых для оптимизации культурной жизни: процессов создания, сохранения, передачи и развития культурных ценностей, традиций, и включающий модели материально – технического, организационного, кадрового и информационного обеспечения для реализации намеченных мероприятий и инициатив.
Проект – это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путём содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счёт оптимизации его образа жизни, форм и способов.
Слайд 23Особым моментом в социокультурном проектировании религиозного туризма становится интеграция его в государственную
культурную политику, направленную на снижение социальной напряженности в стране и поддержку культурного наследия. При составлении маршрутов религиозного туризма необходимо учитывать цель поездки туристов или паломников и по возможности формировать однородные группы с целью избежать конфликтов. Сопровождающему паломнические группы экскурсоводу желательно иметь специальную подготовку, знать молитвы, жития святых, святое писание, даты церковных праздников и литургику. Проведение экскурсии по православным храмам также имеет свою специфику.
Слайд 24Основная цель – духовно – просветительская. В экскурсии должна быть отражена взаимосвязь
исторических личностей, святых и святынь с историей страны и церкви. При подготовке текста экскурсии обязательно привлечение церковных источников (святого писания, патристики, житий святых), так и светских (исторических, искусствоведческих).
Существенная трудность во время проведения экскурсии заключается во множестве церковно-славянских слов и терминов. Не всегда можно перевести те или иные слова полностью, что отражается на качестве экскурсии.
В зависимости от возраста и образовательного уровня туристов необходимо изменять не только лексический уровень, но и объекты показа.
Слайд 25При проведении экскурсии по храмам большую трудность представляет подбор и подготовка экскурсовода.
За годы атеизма из нашей жизни ушли знания таинств и обрядов Православной церкви, понимание языка молитвы. Такими знаниями обладают, как правило, лишь священники. Именно поэтому для всестороннего раскрытия темы экскурсии или тура необходим экскурсовод, получивший духовное образование (катехизаторские курсы, епархиальное училище, семинария). В исламе в отличие от других конфессий отсутствует понятие духовно-просветительских экскурсий так как никто кроме мусульман не может находиться в их культовых объектах. Так как это будет оскорблением религиозных чувств верующих.
В буддизме экскурсионно-познавательный туризм проявляется как паломничество. В основном туристы приезжают, чтобы получить новое знание от монахов, и узнать новую информацию о месте пребывания. Туристы, не исповедующие буддизм, могут приехать в храмы или путешествовать по местам Будды, с целью узнать историю его жизни.
Слайд 26Таким образом, религиозный туризм - это самостоятельный вид туризма, у него, как
и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический и религиозный туризм экскурсионной направленности, он может быть организованный и неорганизованный, в зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые, в зависимости от продолжительности поездки можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные.