Слайд 2Эпиграф:
«Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы,
нынешние, через вопрос: что с нами происходит.»
С.Залыгин
Слайд 3Цель:
Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и
гражданина;
побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.
Слайд 4Задачи:
доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о
его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;
расширить у учащихся знания произведений современной литературы;
обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;
Слайд 5 Оборудование:
портрет писателя;
выставка его книг; магнитофон;
аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного «Малиновый
звон»;
компьютер.
Подготовительная работа учащихся.
Всем прочитать рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор»
1учащийся готовит сообщение на тему «Кого можно считать нравственным человеком?»
2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни
3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску.
4 учащийся читает статью «Жить не по лжи!» Солженицына
Слайд 6Нравственным можно считать человека:
С чувством собственного достоинства
(Уважая себя, уважай других)
Имеющего
повышенное чувство
ответственности за происходящее вокруг.
Умеющего одухотворённо работать не ради
одних денег.
С чётким представлением о добре и зле, того,
кто противостоит злу.
Неравнодушного к чужой беде и страданиям.
Размышляющего над своей и чужой жизнью,
беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.
Слайд 7
Категории
нравственности:
добро
совесть
честь
справедливость
милосердие
безнравственности:
предательство
цинизм
эгоизм
корыстолюбие
приспособленчество
Слайд 8Лексическое значение слов:
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является
добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.
Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды.
Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими
Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями.
Слайд 9Портрет Матрёны
Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны.
«От
красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны»
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»
Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»
Слайд 10Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное.
«Не результат важен…а
дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» -повторяет автор.
Слайд 11Художественная деталь:
Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой»
«Испуганной
толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»
Слайд 12История «колотной житёнки»
Разбитая любовь
Потеря мужа на войне
Смерть шестерых детей
Адский, посильный не каждому
мужику труд в деревне
Тяжёлая немочь-болезнь
Она - человек не от мира сего. Она -праведница.
Слайд 13Причины смерти Матрёны
Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных,
завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых.«Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.
Слайд 14 Да, Матрёна – праведник.
«Не понятая и не любимая даже мужем
своим, схоронившая шесть детей.. Чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.»