ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ

Содержание

Слайд 2

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

Слайд 3

ЦИТАТЫ И ЭПИГРАФЫ
Величайшая победа — победа над самим собой.  (Цицерон)
Человека можно уничтожить,

ЦИТАТЫ И ЭПИГРАФЫ Величайшая победа — победа над самим собой. (Цицерон) Человека
но его нельзя победить. (Хемингуэй Эрнест)
Сознание честно выдержанной борьбы едва ли не выше торжества победы. (Тургенев)
Где согласие — там победа. (Лат. посл.)
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. (Вольфрам)
Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. (Махатма Ганди)
Победа над слабым подобна поражению. (Арабская посл.)
Победа над страхом придаёт нам силы. (В. Гюго)
Победителей не судят. (Екатерина Великая)

Слайд 4

1. Наверное, нет человека, который бы не мечтал пусть и о маленькой,

1. Наверное, нет человека, который бы не мечтал пусть и о маленькой,
но победе. Даже малый ребёнок желает, чтобы его игрушка была лучше, а песочный замок выше. Потом, в школе, мы мечтаем о других победах: лучших оценках, высших результатах на олимпиадах. Став взрослыми, желаем уже более значимых побед. А вот проигрывать никто не любит, поражения воспринимаются всегда очень болезненно.
Каков же вкус победы? Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие.
А какова цена победы? Говорят, что «победителей не судят». Но если победа досталась при слабом противнике, то и цена её невелика, а если досталась нечестным путём, то и вообще грош ей цена. Только честная игра приносит истинную победу и удовлетворённость от неё.

ВСТУПЛЕНИЕ (ВИДЫ)

Слайд 5

Но легко ли быть победителем? Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы

Но легко ли быть победителем? Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы
добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Уметь преодолевать преграда, стремиться к победе даже после поражения — вот что отличает сильную личность. Главное — идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой.
Отечественная литература описывается немало примеров как победы, так и поражений. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Ещё одна разновидность победы – победа над собой. Ярким примером могут стать паралимпийские игры. Наблюдая за выступлениями спортсменов, поражаешься их воле к победе, их сильным духом, оптимизмом.
А бывает и так, что оступился человек, и, чтобы «подняться», нужно преодолеть немало испытаний. И если человек смог выстоять, не предать собственных идеалов, тогда и цена победы будет велика. Величайшая победа — победа над самим собой.  (Цицерон)

Слайд 6

АРГУМЕНТАЦИЯ

«Слово о полку Игореве» – известный памятник литературы Древней Руси. В основе

АРГУМЕНТАЦИЯ «Слово о полку Игореве» – известный памятник литературы Древней Руси. В
сюжета два похода князей, один из которых закончился победой и всеобщим ликованием, а другой – неудачный поход русских князей на половцев, организованный князем Игорем Святославичем. Главная идея – идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать. Но именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям, зовет их защитить Русскую землю. Именно поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет уныния: поражение должно объединить русских князей. «Слово» заканчивается возвращением Игоря из плена и пением ему славы при въезде в Киев.
Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом. История человечества состоит из побед и поражений в войнах.

Слайд 7

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» представил конфликт двух начал: общественного

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» представил конфликт двух начал: общественного
и личного. Главный герой Чацкий, будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает чинопочитание и лесть, слепое поклонение Западу, бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?».
Чацкий стремится служить «делу», а не лицам: «служить бы рад, прислуживаться тошно», он изумлён выбором Софьи, которая предпочла герою пустого, бессловесного Молчалина. Чацкий открыто высказывает свои взгляды Фамусову, доходит до негодования: «А судьи кто?..» и становится опасным фамусовскому обществу, объявившем его сумасшедшим.
Чацкий вынужден покинуть Москву, он принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Так кто же он: победитель или побеждённый?
И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» полагает, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Поражение Чацкого лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе победа Чацких неизбежна. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и это доказала история.

Слайд 8

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений
двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь безнадежно устарели. По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы, Отрицает роль природы как вечного источника красоты, «…В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи незыблемые: «аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.

Слайд 9

Есть ли победители и проигравшие в этом споре?
В характере Базарова – сила,

Есть ли победители и проигравшие в этом споре? В характере Базарова –
самостоятельность, энергия, большие потенциальные способности к революционному делу. Базаров имеет высокие моральные качества, благородную душу. И всё-таки Базаров – фигура трагическая. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", – размышляет он.
Тургенев проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них – испытание любовью. Базаров влюбился в Анну Одинцову, которую высоко ценил и которой в конце концов был отвергнут. Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение, но герой нашел в себе силы с честью его принять, не теряя своего достоинства.
В финале нигилист Базаров умирает. Значит всё-таки это поражение? Только формально. Перед смертью герой проявляет необыкновенную силу духа. «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что совершить великий подвиг» , – заметил Д. И. Писарев. По мнению Тургенева, время Базаровых ещё не пришло. Автор не находит в нигилизме созидающей творческой силы. Он заставляет героя умереть, так как не видит продолжения его деятельности. Но писатель признавал, что последнее слово остается за Базаровым.

Слайд 10

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Одна из проблем многопланового романа – проблема

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Одна из проблем многопланового романа – проблема
борьбы добра и зла, их взаимодействия. Изображая образ Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда – Сатаны в человеческом обличье, автор даёт понять читателю, что добро и зло существуют вне времени: то добро одерживает верх, а то и зло вершит торжество победы. Иешуа объявлен преступником, он физически проиграл, поскольку был казнён, однако его идеи добра, равенства, любви к людям всепобеждающи. Именно поэтому главный герой романа, Мастер, пишет книгу об этом мире, однако, гонимый критиками, сжигает своё творение и вынужден скрываться в психиатрической лечебнице: именно там он обретает, как ни странно, желаемую свободу.
Маргарита, возлюбленная Мастера, всячески борется за его духовное воскрешение, она готова идти на сделку с Воландом во имя всепобеждающей любви, и, согретый этой любовью, Мастер обретает вновь творческие и нравственный силы. «Рукописи не горят»,- восклицает вслед за Воландом автор, и это означает победу добра над злом – победу Мастера и Маргариты.
Роман «Мастер и Маргарита» – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.

Слайд 11

Победа народа в годы войны — это признак сплочённости нации и величия

Победа народа в годы войны — это признак сплочённости нации и величия
народного духа. Особенно это показала Великая Отечественная война, самая кровопролитная война 20 века, когда ценой невероятных потерь и мужества, отстояли рубежи своей Родины.
Немало значимых произведений о военных сражениях, о досадных поражениях и о великих победах.
В  повести Б. Васильева «А здесь тихие» главные героини - молодые женщины. Им бы любить и растить детей, хранить семейный очаг, но они мужественно встали на защиту своей Родины. Женя Комелькова, Рита Осянина, Галина Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина . У каждой свои мечты, и у каждой из них свой счёт к фашистам. Все они погибли геройской смертью. И пусть не всем удалось совершить истинный подвиг, как Рите Осяниной, но они пошли на фронт добровольно , зная, что их может ожидать смерть.
Да, девушки погибли, оборвалась жизнь пятерых людей — это, конечно, поражение. Не случайно Васьков , этот закалённый в боях мужчина, плачет, не случайно его ужасное, переполненное ненавистью лицо вызывает ужас у фашистов. Он , один, взял в плен несколько человек! Но всё же это и победа- победа нравственного духа советских людей, их непоколебимой веры , их стойкости и героизма. А сын Риты Осяниной, воспитанный Васьковым, ставший офицером,– это продолжение жизни. А если жизнь продолжается- это уже победа – победа над смертью!
Имя файла: ТЕМАТИЧЕСКОЕ-НАПРАВЛЕНИЕ-ПОБЕДА-И-ПОРАЖЕНИЕ.pptx
Количество просмотров: 187
Количество скачиваний: 0