Теории происхождения и сущность религии

Содержание

Слайд 2

«РЕЛИГИЯ — ЭТО ДУХОВНАЯ ФОРМАЦИЯ, ОСОБЫЙ ТИП ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И

«РЕЛИГИЯ — ЭТО ДУХОВНАЯ ФОРМАЦИЯ, ОСОБЫЙ ТИП ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И
САМОМУ СЕБЕ, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ОБ ИНОБЫТИИ (ЗАГРОБНОМ МИРЕ) КАК ДОМИНИРУЮЩЕМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЫДЕННОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ РЕАЛЬНОСТИ»

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ:

Теологические (конфессиональные)
Философские
Социологические
Психологические
Биологические
Этнологические и

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ: Теологические (конфессиональные) Философские Социологические Психологические Биологические
др.,
различающиеся по главному объяснительному принципу.

Слайд 4

Теологические (конфессиональные) :
стремятся понять религию “изнутри”, строя объяснения на основе соответствующего

Теологические (конфессиональные) : стремятся понять религию “изнутри”, строя объяснения на основе соответствующего
религиозного опыта.
характерно истолкование религии как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом.
религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, статус.
Конечная цель богословско-теологического подхода —
защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждого конкретного человека и человечества в целом.,
Религия - это "переживание святого", ее предметом является нуминозное (лат. numen - божественная воля, власть, сила божества) сила, исходящая от Божества. Встреча с Богом, происходит в жизни каждого человека. И религиозный опыт человека есть опыт универсальный всечеловеческий. Разница лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, осознает ли ее человек или проходит мимо

Слайд 5

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ПОСТУЛИРОВАНИЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА РЕЛИГИИ - БОГА, АБСОЛЮТА, «ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО», МИРОВОГО ДУХА.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ПОСТУЛИРОВАНИЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА РЕЛИГИИ - БОГА, АБСОЛЮТА, «ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО», МИРОВОГО ДУХА.
ЧЕЛОВЕК НАДЕЛЕН НЕПРЕОДОЛИМЫМ СТРЕМЛЕНИЕМ К «ВСТРЕЧЕ СО СВЯТЫМ», К СЛИЯНИЮ С АБСОЛЮТОМ. ОБОСНОВАНИЕ Р. СВОДИТСЯ К ПОСТУЛИРОВАНИЮ БЫТИЯ БОГА.

Слайд 6

Философия, в отличии от теологии, не довольствуется принятием на веру, а все ставит под

Философия, в отличии от теологии, не довольствуется принятием на веру, а все
сомнение. В рамках философии религии выделяют:
 деизм (от лат. deus — бог) —истолковывающий Бога как высший Разум,  пантеизм (Бог во всем) — растворяющий Бога в природе и культуре , атеизм- отрицание существования Бога.

Антропологическая трактовка (Л.Фейербах) : не Бог создал чел-ка, а человек создал Бога по своему образу и подобию. Религия есть отражение общественного бытия, человек отделяет свои собственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на идеальное существо – Бога. Бог есть продукт человеческой фантазии.

Слайд 7

КОНЦЕПЦИИ РЕЛИГИИ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА
РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

КОНЦЕПЦИИ РЕЛИГИИ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Слайд 8

Одна из отличительных особенностей концепции религии К. Маркса и Ф. Энгельса
состоит в

Одна из отличительных особенностей концепции религии К. Маркса и Ф. Энгельса состоит
том, что религия как социальное явление имеет историческую природу, является порождением не вечных, а преходящих социальных условий.
Религия формируется как ответ на ситуацию несвободы человека и потребности в преодолении господствующих над ним сил. Выходом является создание особого мира идеальных превращенных форм, мира сфантазированных существ, свойств, связей и отношений, с помощью которого человек рассчитывает удовлетворить свои потребности.
По мнению К Маркса и Ф. Энгельса, возможно создание таких общественных отношений, когда человек перейдет из «царства необходимости» в «царство свободы». Этот тип общественных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс называли коммунистическим.
Установление коммунистических отношений означает естественное отмирание религии.

Слайд 9

Религия представляет собой не только социальное, но и психологическое явление.
Психология религии

Религия представляет собой не только социальное, но и психологическое явление. Психология религии
оформляется в самостоятельную отрасль религиоведения в конце XIX — начале XX века благодаря работам американца У Джемса и австрийца 3. Фрейда .
З.Фрейд
устанавливает связь между религией и бессознательными субъективными впечатлениями, желаниями личности. Подавление мощных природных стремлений социальными нормами, по мнению Фрейда, и порождает религию.  Религия есть «коллективный невроз человечества.
У. Джемс
важнейшей формы проявления религии является «религиозный опыт», который коренится в глубинах психики конкретного человека. Религиозный опыт одинаков у всех верующих — буддистов, христиан, мусульман. Социальные проявления вторичны и малосущественны для религиозной жизни индивида. Решающее значение имеют непосредственные чувства и переживания. Отсюда вытекает и концепция У. Джемса о терапевтической функции религии. Она обладает чудесной властью самые невыносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое и прочное счастье .

Слайд 10

Современные трактовки религиозного сознания

Исходят из понимания религии как формы мировоззрения и выводят

Современные трактовки религиозного сознания Исходят из понимания религии как формы мировоззрения и
специфику из этимологии :
Религия
Первое значение в латинско-русском словаре слова religio (лат.) –совестливость, набожность, благочестие. А первое значение слова religiōsē (лат.) –добросовестно, по совести).
(от лат.  religare — быть соединённым с Богом, religare — воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи между человеком и Богом…) — система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всем бытием, имеющим системность и организованность.
Основы религиозных представлений записаны в священных книгах , продиктованных непосредственно Богом и записанных человеком, достигшим просветленного знания.

Слайд 11

В структуре религии принято выделять
религиозное сознание
религиозные действия
религиозные организации

В

В структуре религии принято выделять религиозное сознание религиозные действия религиозные организации В
основе рел. сознания лежит вера в сверхъестественное, которая включает в себя веру в сверх. существа, веру в сверх. связи (магия , тотемизм), веру в сверх. свойства реальных объектов (фетишизм).

Предметом религиозной веры является сверхъественное.
1. это слепая, бездоказательная вера в реальное сущ-е сверхъестественного.
2. это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства
3. Убеждение в существовании особых двухсторонних отношений между чел-ком и объектом веры

Слайд 12


Большинство религиоведов, считают, что «минимум» религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они, как

Большинство религиоведов, считают, что «минимум» религии следует искать в сфере религиозного сознания.
правило, связывают религию с верой. Не случайно и в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек». Вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС: ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ОТЛИЧИТЕЛЬНУЮ ОСОБЕННОСТЬ РЕЛИГИИ, НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ МЫ НАЗЫВАЕМ РЕЛИГИОЗНЫМИ? ЧТО ЕСТЬ «МИНИМУМ» РЕЛИГИИ?

Слайд 13

Помимо религиозной веры есть нерелигиозная. Необходимо разобраться, что общего у этих двух

Помимо религиозной веры есть нерелигиозная. Необходимо разобраться, что общего у этих двух разновидностей веры.
разновидностей веры.

Слайд 14

ВЕРА В РЕЛИГИИ И НЕ ТОЛЬКО

Предмет безрелигиозной веры— гипотетические, требующие дальнейшей проверки

ВЕРА В РЕЛИГИИ И НЕ ТОЛЬКО Предмет безрелигиозной веры— гипотетические, требующие дальнейшей
суждения, относящиеся к будущему.
Они воспринимаются как нечто естественное, то есть включенное в систему закономерностей материального мира, имеют свои реальные причины, которые могут быть выявлены и изучены.

Предмет религиозной веры-сверхъестественное.
Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или сил, и, в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической истинности.

Слайд 16

1.Религиозная вера предполагает эмоциональное отношение к сверхъестественному - религиозные переживания, религиозные чувства.

1.Религиозная вера предполагает эмоциональное отношение к сверхъестественному - религиозные переживания, религиозные чувства.
«Специфику религиозных переживаний нельзя свести ни к какой другой сфере человеческого духа: ни к нравственности, ни к эстетике, ни к какому-либо чувству, взятому в отдельности (например, страху, надежде и т. д.). Точнее всего его можно определить как чувство благоговения». (Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. С. 12). Особенность этого чувства определяется характером его направленности, а именно направленности на Бога.
2. Религиозная вера предполагает убеждение в существовании особых двухсторонних отношений между человеком и объектом веры. Бог не только существует, но и может влиять на судьбу, он представлен в виде личности, к-рому можно помолиться, дать обет, вымолить прощение…

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ

Слайд 17

В развитых религиозных системах вычленяют два четко обозначенных уровня:
обыденное религиозное сознание

В развитых религиозных системах вычленяют два четко обозначенных уровня: обыденное религиозное сознание
теоретически-оформленное, концептуальное (понятийное) религиозное сознание.
На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций. Содержание сознания облачено в наглядно-образные формы. Это уровень религиозной психологии.
Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной отрасли религиозного знания — богословии или теологии. Это уровень религиозной идеологией.

Слайд 18

Теология — это инструмент разработки, защиты и пропаганды вероучения, которым оперируют религиозные

Теология — это инструмент разработки, защиты и пропаганды вероучения, которым оперируют религиозные
организации, церковь. Основная задача теологии — формировать ортодоксальные религиозные представления. Этот уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией. По мнению многих религиоведов, основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система.
Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов. 
Обряд — это совокупность стереотипных действий символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления.
В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер.

Слайд 19

 Символ  особая разновидность знаков — «иконический знак». Знаки —это искусственные образования. Их материальная

Символ особая разновидность знаков — «иконический знак». Знаки —это искусственные образования. Их
форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. 
В обряде любое движение, жест, слово, все вещественные объекты наполнены определенными значениями, которые вне этой взаимосвязи, то есть за пределами знаково- символической ситуации перестают быть обрядовыми действиями. Поэтому смысл, значение и функцию обряда можно определить лишь в том случае, если будет расшифровано, переведено из знаково-символической в содержательную форму его значения, то есть выявлены образы, представления, идеи, которые он представляет.
Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий.
Религиозный культ базируется на вере в наличие между человеком и предметом его веры возможности установления определенных взаимоотношений.  Но наиболее ярко эти отношения обнаруживаются в умилостивительных действиях, начиная от примитивных форм жертвоприношения и кончая высоко духовными молитвами. 

Слайд 20

В христианстве, например, различают несколько типов молитв, в зависимости от того, какие

В христианстве, например, различают несколько типов молитв, в зависимости от того, какие
чувства и стремления молящегося они выражают: восхваляющие, благодарственные, простительные и т. д. В развитых религиях культовые действия образуют сложную систему, включающую в себя длительные богослужения, совершения особых обрядов — таинств, поклонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое песнопение, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопреклонение,
отбивание поклонов и т. д. Значительную роль в культовой системе играет эстетическая сторона. Как правило, культовые действия происходят в специально построенных и оформленных культовых сооружениях. Архитектура храмов, их интерьер призваны мобилизовать религиозные чувства.

Слайд 21

Религиозные организации. Типы религиозных организаций. 
На базе культовых действий и отношений формируется религия

Религиозные организации. Типы религиозных организаций. На базе культовых действий и отношений формируется
как социальный
институт. Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как
организация и проведение обрядов. Постепенно начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа — жреческие корпорации. Жреческая корпорация — это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, становлением религии как самостоятельной формы духовной
культуры. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

Слайд 22

Исследователи религии выделяют три основных типа религиозных организаций:
Церковь- это тип религиозной

Исследователи религии выделяют три основных типа религиозных организаций: Церковь- это тип религиозной
организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. 
Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией.
В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

Слайд 23

Секта - возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на

Секта - возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей
основе изменения вероучения и культа.
Характерными чертами секты являются:
сравнительно небольшое количество последователей,
добровольное постоянно контролируемое членство,
стремление изолироваться от мирской жизни,
претензия на исключительность,
убеждение в «избранничестве Божьем»,
проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим,
отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ —создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы).
Имя файла: Теории-происхождения-и-сущность-религии.pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 0