Слайд 2Определение информации
Нет пожалуй, в науке и практике современности понятия распространеннее, нежели понятие
"информация".
И нет в тоже время другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, дискуссий, имеется столько различных точек зрения.
Определение понятия «информация» дается с точки различных подходов и концепций.
Слайд 3Определение информации
Атрибутивный подход
квалифицирует информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как
атрибут материи. Появление атрибутивной концепции связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами.
Слайд 4Определение информации
Функциональный подход
связывает информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем. Информация принадлежит лишь
управляемым системам (живым и кибернетическим). Эта концепция основана на логико-семантическом подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления.
Слайд 5Определение информации
Количественный подход
При этом подходе информация не только пассивно характеризует структуру материи,
но и способна активно создавать и воспроизводить эту структуру. Антиподом информации, характеризующей структурированность материи является энтропия, которая отражает ее неупорядоченность.
Слайд 7Свойства информации
Целевое назначение – для кого и для чего предназначена;
Полнота – количество
информации, необходимое для принятия решения;
Надежность – цифровой способ передачи информации надежнее чем аналоговый;
Ценность – пригодность к практическому использованию;
Достоверность – вероятность отсутствия ошибок велика;
Избыточность – наличие в сообщение дублирующих данных, которые можно удалить.
Слайд 8Синтаксическая мера информации
Эта мера информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового
отношения к объекту.
Слайд 9Синтаксическая мера информации
Формулы Хартли
Слайд 10Синтаксическая мера информации
Энтропия
Средняя информативность исхода одного события
Слайд 11Семантическая мера информации
Используется для измерения смыслового содержания информации.
Для этого используется понятие
тезаурус – это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.
Относительной мерой количества семантической информации может служить коэффициент содержательности С, который определяется как отношение количества семантической информации к ее объему.
Слайд 12Прагматическая мера информации
Эта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной
цели.
Эта мера также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе.
Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция.
Слайд 13Кодирование текстовой информации
Каждому символу ставится в соответствие некоторое неотрицательное число, называемое кодом
символа, и это число записывается в память компьютера в двоичном виде.
Конкретное соответствие между символами и их кодами называется системой кодировки.
Наиболее известные системы кодировки: ASCII, Unicode.
Слайд 14Кодирование цветовой информации
Здесь все зависит от количества бит (байт), выделяемых для кодирования
цвета (битовая глубина). Каждому цвету соответствует определенный двоичный код.
Индексное кодирование:
1 бит – 2 цвета (белый и черный, 0 и 1).
1 байт – 256 цветов.
Цветовые модели:
RBG (R-красный,B-синий,G-зеленый) – выделяется 1 байт для красного цвета, 1 байт для синего и 1 байт для зеленого. Итоговый цвет получается сочетанием этих трех цветов.
CMYK (C-голубой,M-пурпурный,Y-желтый, K-черный) – четырехбайтная модель для кодирования цвета.
Слайд 15Кодирование графической информации
Растровая графика
При использовании растровой графики с помощью определенного числа бит
кодируется цвет каждого мельчайшего элемента изображения - пиксела.
Изображение представляется в виде большого числа мелких точек, называемых пикселами. Каждый из них имеет свой цвет, в результате чего и образуется рисунок.
Основным недостатком растровой графики является большой объем памяти, требуемый для хранения изображения
Слайд 16Кодирование графической информации
Векторная графика
При использовании векторной графики в памяти сохраняется математическое описание
каждого графического примитива- геометрического объекта (например, отрезка, окружности, прямоугольника и т.п.), из которых формируется изображение. По этим данным соответствующие программы построят нужную фигуру на экране дисплея.
Такое описание изображения требует намного меньше памяти (в 10 - 1000 раз) чем в растровой графике, поскольку обходится без запоминания цвета каждой точки рисунка.
Основным недостатком векторной графики является невозможность работы с высококачественными художественными изображениями, фотографиями и фильмами.
Слайд 17Кодирование числовой информации
Знаковое представление целых чисел
Для представления со знаком самый старший (левый)
разряд отводится под знак числа, остальные разряды – под само число. Если число положительное, то в знаковый разряд помещается 0, если отрицательное – 1.
Такое представление называется прямым кодом числа.
Слайд 18Кодирование числовой информации
Беззнаковое представление целых чисел
Беззнаковое представление реализуется при помощи дополнительного кода.
Дополнительный
код положительного числа равен прямому коду этого числа. Дополнительный код отрицательного числа m равен 2к - |m|, где к – разрядность ячейки.
Дополнительный код используют для упрощения выполнения арифметических операций.
Слайд 19Кодирование числовой информации
Представление вещественных чисел
Представление целых чисел называется представлением с фиксированной запятой,
т.к. фиксируется место запятой после определенного разряда (после разряда единиц).
Вещественные числа представляются в форме с плавающей запятой. Для этого используется экспоненциальная запись числа.
Слайд 20Кодирование числовой информации
Представление вещественных чисел
Экспоненциальной называется запись отличного от 0 действительного числа
в виде m * pq, где q – целое число (положительное, отрицательное или 0), а m – правильная p – ичная дробь, у которой первая цифра после запятой не равна 0, т.е.
При этом m называется мантиссой числа, q – порядком числа.
Слайд 21Кодирование числовой информации
Представление вещественных чисел
При представлении чисел с плавающей запятой часть разрядов
ячейки отводится для записи порядка числа, остальные разряды – для записи мантиссы.
Слайд 22Кодирование числовой информации
Для кодирования целых чисел от 0 до 255 достаточно иметь
8 разрядов двоичного кода (8 бит). 16 бит позволяют закодировать целые числа от 0 до 65535, а 24 – уже более 16,5 миллионов различных значений.
Для кодирования действительных чисел используют 80-разрядное кодирование.