Теория изобр искусства виды жанры

Содержание

Слайд 2

План
Живопись как вид искусства.
 Графика как вид искусства.
Скульптура как вид искусства.
Дизайн.

План Живопись как вид искусства. Графика как вид искусства. Скульптура как вид искусства. Дизайн.

Слайд 3

Живопись как вид искусства

Понятие живописи.
Виды живописи.
Жанры живописи.

Живопись как вид искусства Понятие живописи. Виды живописи. Жанры живописи.

Слайд 4

Живопись (от «живо» и «писать») — один из важнейших видов изобразительного

Живопись (от «живо» и «писать») — один из важнейших видов изобразительного искусства,
искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством раз­личных цветных красящих материалов. Существует множество опре­делений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект — индивидуально-личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению.

Слайд 5

Исторически произведения живописи условно делят на виды:
- по практическому назначению;
- по технике

Исторически произведения живописи условно делят на виды: - по практическому назначению; - по технике исполнения.
исполнения.

Слайд 6

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.

Монументальная (от лат. monument — хранящий память, напо­минающий) — особый

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. Монументальная (от лат. monument — хранящий память, напо­минающий) —
вид живописных произведений, отличающих­ся большим масштабом, являющихся украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях.

Слайд 7

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.

Различают три основные разновидности монументальной живописи: фреску и мозаику, витраж.
Фреска

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. Различают три основные разновидности монументальной живописи: фреску и мозаику,
(от ит. fresco — свежий, сырой) — один из видов мону­ментальной, настенной живописи, выполненной красками, разве­денными чистой или известковой водой, по штукатурке.

Слайд 8

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.

Мозаика (от ит. mosaique — посвященная музам) — изображение, выполненное

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. Мозаика (от ит. mosaique — посвященная музам) — изображение,
из однородных или различных по материалу частиц камня смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе).
Среди зарубежных монументалистов наиболее известны Джотто, Ма аччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Из отечественных монументалистов выделяются Ф. Грек, Al.Рублев, Дионисий, М.Ломоносов, А.Дейнека, П.Корин, А.Вас­нецов, Б.Тальберг, Д.Мерперт, Б.Милюков, В.Нестеренко и др.

Слайд 9

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.

Витраж (от фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum —

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. Витраж (от фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum
стекло) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного секла или другого пропускающего свет материала. Витражи исполь­зуют для украшения окон, дверей, выполненных из стекла, прозрач­ных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается цветом его стекол, тем самым расцвечивая всю окружающую обстановку интерьера. Эта особенность витражей обусловливала их использование в храмовой архитектуре.

Слайд 10

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.

Монументально-декоративная живопись делится на декора­тивную живопись и театрально-декорационную.
Декоративная живопись существует

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. Монументально-декоративная живопись делится на декора­тивную живопись и театрально-декорационную. Декоративная
в двух направлениях. Первое характеризуется применением ее для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистичным изображением соз­дают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрощенными формами исключается объем и подчеркивается плоскостность стены, обозна­чается замкнутость пространства.
Второе на­правление — украшение вещей, окружающих человека: предметы быта (ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцы, сун­дуки и пр.). Темы и формы декоративной живописи подчинены на­значению вещей.

Слайд 11

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория) способствует глубокому раскрытию содержания

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория) способствует глубокому раскрытию
спектакля, фильма, ролика.
Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и лучшей в мире. Среди иконописцев можно отметить Дионисия, Ф. Грека, А. Рублева, С.Ушакова, А. Васнецова и др.
Станковая живопись — самостоятельное изобразительное ис­кусство, не имеющее декоративного или утилитарного значения, выраженное в разнообразных образах. Произведения станковой живописи выпол­няются на станке-мольберте, в качестве материальной основы ис­пользуют дерево, картон, бумагу, но чаще холст, натянутый на под­рамник.

Слайд 12

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.

Миниатюрная живопись (от лат. minimum — так обозначалась краска киноварь,

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. Миниатюрная живопись (от лат. minimum — так обозначалась краска
которую очень ценили в древности и часто ис­пользовали в книжных иллюстрациях). Миниатюры — это небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями получили свое развитие в Средние века, до изо­бретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончай­шими заставками, концовками, детально проработанными миниа­тюрами.
Одно из направлений миниатюры — лаковая миниатюра — жи­вопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, различных юве­лирных изделиях, табакерках, пудреницах и т.д.). Основные центры лаковой миниатюры — Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй.

Слайд 13

ПО ТЕХНИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ.

Масляная живопись.
Темперная живопись.
Акварель.
Гуашевая живопись .
Пастельная живопись.
Восковая живопись (энкаустика).

ПО ТЕХНИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ. Масляная живопись. Темперная живопись. Акварель. Гуашевая живопись . Пастельная живопись. Восковая живопись (энкаустика).

Слайд 14

Жанры живописи

Мифологический жанр (от греч. mythos — предание) — жанр живописи, в

Жанры живописи Мифологический жанр (от греч. mythos — предание) — жанр живописи,
котором основное место отводится изображению со­бытий и героев мифов, легенд, преданий, былин древних народов.
Исторический жанр. Изображение значимых исторических со­бытий, явлений или исторических деятелей. Однако недавние собы­тия также могут стать предметом изображения при условии, что их историческое значение признано современниками.

Слайд 15

Жанры живописи

Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразитель­ного искусства,

Жанры живописи Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразитель­ного
раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild — род, вид, жанр) наиболее распространен в изобразительном искусстве. Художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека.

Слайд 16

Жанры живописи. Пейзаж

Пейзаж (от фр. paysage, от pays — местность, страна, родина)

Жанры живописи. Пейзаж Пейзаж (от фр. paysage, от pays — местность, страна,
— изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, ар­хитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем на­зываются и сами произведения этого жанра.
Выделяют следующие виды пейзажей: сельский, парковый, городской, или архитектурный, ведута, индустриальный, марина, психологический пейзаж.

Слайд 17

Жанры живописи. Пейзаж

Если классифицировать пейзаж с точки зрения содержа­тельного аспекта, то можно

Жанры живописи. Пейзаж Если классифицировать пейзаж с точки зрения содержа­тельного аспекта, то
выделить следующие виды:
ли­рический, исторический;
фантастический, героический, пафосный;
эпический, аллегорический.

Слайд 18

Жанры живописи. Пейзаж

Наиболее известны следующие пейзажисты:
П. Брейгель, П. Ру­бенс, Рембрандт, Я.Рейсдал,

Жанры живописи. Пейзаж Наиболее известны следующие пейзажисты: П. Брейгель, П. Ру­бенс, Рембрандт,
Н.Пуссен, К.Лоррен, К.Коро, А.Ива­нов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, С.Герасимов, Н.Крымов, Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, К.Коровин, Л. Грабарь, П.Сезанн, П.Гоген, В. ван Гог. А.Матисс, А.Куинджи, Н. Рерих, М.Сарьян, А.Рылов, К. Юон, А.Остроумова-Лебедева, Л.Куприн, П. Кончаловский..

Слайд 19

Жанры живописи. Натюрморт

Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура) —

Жанры живописи. Натюрморт Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура)
жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.).
Виды: символический, декоративный, реалистичный, абстрактный.

Слайд 20

Жанры живописи. Натюрморт

Предпочтение натюрморту отдавали знаменитые зарубежные ху­дожники:
П. Клас, В. Хеда,

Жанры живописи. Натюрморт Предпочтение натюрморту отдавали знаменитые зарубежные ху­дожники: П. Клас, В.
Ф. Снейдерс, Ж. Котэн, Ж. Шарден, П. Сезанн, В. ван Гог
отечественные мастера:
П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов, А. Стожаров и др.

Слайд 21

Жанры живописи. Портрет

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразитель­ного искусства,

Жанры живописи. Портрет Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразитель­ного
цель которого - изображение отдельного человека или группы людей.
По расположению на плоскости изображения:
по­ясной портрет,
портрет в полный рост,
портрет в интерьере,
портрет на фоне пейзажа

Слайд 22

Жанры живописи. Портрет

По характеру изображения:
парадный портрет изображает человека погрудно или в пол­ный

Жанры живописи. Портрет По характеру изображения: парадный портрет изображает человека погрудно или
рост и, как правило, на архитектурном или пейзажном фоне. Присутствует огромное множество разных деталей, атрибутов, под­черкивающих статус человека;
камерный портрет предполагает поплечное, погрудное, по­ясное и в полный рост изображение на нейтральном фоне. Сдержан по своему характеру и художественной выразительности.

Слайд 23

Жанры живописи. Портрет

По числу изображений на одном холсте:
одиночный, двойной, групповой.
По

Жанры живописи. Портрет По числу изображений на одном холсте: одиночный, двойной, групповой.
содержанию:
костюмированный портрет;
-миниатюрный портрет;
автопортрет;
портрет-жанр;
социальный портрет;
психологический портрет;
интимный ;
Ню.

Слайд 24

Жанры живописи. Портрет

Великие портретисты:
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Рембрандт,

Жанры живописи. Портрет Великие портретисты: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто,
Ф.Хальс, А. ван Дейк, Д.Веласкес, И.Вишняков, А.Антропов, М.Шибанов, И.Аргунов, Ф. Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский, В.Тропинин, К.Брюлов, В.Перов, Н.Ге, И.Крамской, И.Репин, М.Нестеров, П.Пикассо, А.Модильяни, А.Бурдель, В.Серов, М.Врубель, С.Ко­ненков, П.Корин.

Слайд 25

Жанры живописи. Анималистический

А.Дюрер, Е.Лансере, П. Клодт, А. Матисс, В. Серов, В. Ватагин,

Жанры живописи. Анималистический А.Дюрер, Е.Лансере, П. Клодт, А. Матисс, В. Серов, В.
И. Ефимов и др.

Слайд 26

Графика как вид искусства

Понятие графики.
Виды графики.
Выразительные средства графики.

Графика как вид искусства Понятие графики. Виды графики. Выразительные средства графики.

Слайд 27

Понятие графики

Графика (от греч. grapho — пишу, от фр. — вырезать на

Понятие графики Графика (от греч. grapho — пишу, от фр. — вырезать
чем- либо) — один из древнейших видов искусства, включающих рису­нок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой — выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств.

Слайд 28

Понятие графики

Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, услов­ному

Понятие графики Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку,
знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.
В отличие от живописи в графике предмет больше схематизиру­ется, рационализируется и конструируется. Характерная особен­ность — условность (графическое изображение может быть выпол­нено почти на любой плоскости, на любом фоне).

Слайд 29

Виды графики

По характеру выполнения:
ручная — все графические произведения, выполненные ручным способом и

Виды графики По характеру выполнения: ручная — все графические произведения, выполненные ручным
в одном экземпляре;
печатная выполняется благодаря клише, оставляющем оттиск на поверхности. Выполняется в нескольких экземплярах, т. е. под­дается тиражированию. Имеет свои разновидности: эстамп, ксило­графия, офорт, литография, линогравюра.

Слайд 30

Виды графики

По технике графика делится в соответствии с материалами:
Карандаш
Уголь
Сангина
Соус
Пастель
Гризайль

Виды графики По технике графика делится в соответствии с материалами: Карандаш Уголь Сангина Соус Пастель Гризайль

Слайд 31

Виды графики

По своему значению графика имеет следующие виды:
Станковая графика
Прикладная
Книжная
Плакатная

Виды графики По своему значению графика имеет следующие виды: Станковая графика Прикладная Книжная Плакатная

Слайд 32

Виды графики

По художественно-образному строю графика имеет следующие виды:
реалистичная;
декоративная, или стилизованная;
абстрактная.

Виды графики По художественно-образному строю графика имеет следующие виды: реалистичная; декоративная, или стилизованная; абстрактная.

Слайд 33

Жанры графики

Все виды графики раскрываются в ее жанрах. Она, как и живо­пись,

Жанры графики Все виды графики раскрываются в ее жанрах. Она, как и
многожанровая, т.е. все жанры, применяемые в живописи, реализуются и в графике.

Слайд 34

Выразительные средства графики

ШТРИХ.
В зависимости от направления штрих бывает верти­кальным, горизонтальным, диагональным

Выразительные средства графики ШТРИХ. В зависимости от направления штрих бывает верти­кальным, горизонтальным,
и идущим по форме. Он может идти в одном направлении или перекрещиваться. По длине штрихи могут быть длинными и короткими.

Слайд 35

Выразительные средства графики

ТОЧКА.
Любой материал рисунка может оставлять след в виде точки.

Выразительные средства графики ТОЧКА. Любой материал рисунка может оставлять след в виде
Ее можно найти в работах, выполненных различными художественны­ми материалами. Выразительный образ создается при помощи как цветных, так и однотонных точек, а тоновые градации получаются за счет их плотности или разреженности.

Слайд 36

Выразительные средства графики

ЛИНИЯ.
Используемые художниками линии разнообразны: тонкие и толстые, короткие и

Выразительные средства графики ЛИНИЯ. Используемые художниками линии разнообразны: тонкие и толстые, короткие
длинные, прямые и изогнутые, концентрические и замкнутые, к тому же в техниках мягких материалов линия содержит элемент фактурности.

Слайд 37

Выразительные средства графики

ПЯТНО.
Пятно как средство выразительности органически включает в себя все

Выразительные средства графики ПЯТНО. Пятно как средство выразительности органически включает в себя
остальные средства: ли­нию, штрих, тон, цвет и т.д.

Слайд 38

Скульптура как вид искусства

Понятие скульптуры.
Виды скульптуры.
Жанры скульптуры.
Материалы скульптуры. Виды материалов.
Выразительные средства скульптуры.

Скульптура как вид искусства Понятие скульптуры. Виды скульптуры. Жанры скульптуры. Материалы скульптуры.

Слайд 39

Понятие скульптуры

Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) — ваяние,

Понятие скульптуры Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) —
пластика — вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.

Слайд 40

Понятие скульптуры

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме.
Полное «прочтение» скульптуры

Понятие скульптуры Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Полное «прочтение»
возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.

Слайд 41

Виды скульптуры

По признаку трехмерного объема:
круглая скульптура. Разно­видности (статуя; скульптурная группа; статуэтка; торс;

Виды скульптуры По признаку трехмерного объема: круглая скульптура. Разно­видности (статуя; скульптурная группа;
бюст; голова; кине­стетическая);
Рельеф (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся)

Слайд 42

Виды скульптуры

Рельеф.Месторасположение рельефа влияет на его высоту:
барельеф;
горельеф;
контррельеф;
смешанный рельеф.

Виды скульптуры Рельеф.Месторасположение рельефа влияет на его высоту: барельеф; горельеф; контррельеф; смешанный рельеф.

Слайд 43

Виды скульптуры

По содержанию и функциям скульптура делится на:
монументально-декоративную;
декоративную;
садово-парковую;
городскую;
станковую;
скульптуру малой формы;
мелкую

Виды скульптуры По содержанию и функциям скульптура делится на: монументально-декоративную; декоративную; садово-парковую;
пластику.

Слайд 44

Виды скульптуры

По степени приближения скульптуры к реальным объектам:
реалистичная
аллегоричная
абстрактная

Виды скульптуры По степени приближения скульптуры к реальным объектам: реалистичная аллегоричная абстрактная

Слайд 45

Виды скульптуры

По признаку формы :
Памятник
Монумент
Надгробие
Жанровая скульптура

Виды скульптуры По признаку формы : Памятник Монумент Надгробие Жанровая скульптура

Слайд 46

Жанры скульптуры

Анималистический жанр
Портрет (камерный, парадный, портрет-жанр)
Бытовой
Исторический и мифологический жанры
Натюрморт и пейзаж
Жанр

Жанры скульптуры Анималистический жанр Портрет (камерный, парадный, портрет-жанр) Бытовой Исторический и мифологический
фрагмента

Слайд 47

Материалы скульптуры

Камень
Металл
Бронза
Синтетические твердые материалы
Дерево
Кость
Глина
Пластилин
Воск
Гипс, Стекло, Лед, снег, Бумага.

Материалы скульптуры Камень Металл Бронза Синтетические твердые материалы Дерево Кость Глина Пластилин

Слайд 48

Выразительные средства скульптуры

Объем
Силуэт
Моделировка форм
Пластика и пластичность
Фактура
Светотень
Цвет
Пластилин
Пропорция
Динамика и статика

Выразительные средства скульптуры Объем Силуэт Моделировка форм Пластика и пластичность Фактура Светотень

Слайд 49

Вопросы и задания по теме:

Что такое жанр живописи, в чем заключается своеобразие

Вопросы и задания по теме: Что такое жанр живописи, в чем заключается
каждого из них?
Дайте понятие портрета, пейзажа, натюрморта, бытового жанра.
Материалы и инструменты, которыми работают художники живописцы.
Основные средства выразительности в живописи.

Слайд 50

Вопросы и задания по теме:

Дайте понятие скульптуры и назовите основные средства выразительности.

Вопросы и задания по теме: Дайте понятие скульптуры и назовите основные средства

Что такое вид скульптуры, в чем заключается своеобразие каждого из них?
Как делится скульптура по назначению?
Делится ли скульптура на жанры и кто является главным объектом для скульптуры.
Расскажите о технологии изготовления скульптуры.
«Художники - это глаза человечества». Что имел в виду автор этих слов? Применимы ли они к искусству скульптуры?

Слайд 51

Вопросы и задания по теме:

Своеобразие графического изображения.
Виды графики.
Способы воспроизведения рисунка:

Вопросы и задания по теме: Своеобразие графического изображения. Виды графики. Способы воспроизведения

а) гравюра, способы гравирования, виды гравюр (эстамп, оферт), художники, которые работали в этих видах;
б) литография, способы литографии;
в) репродукция.
Имя файла: Теория-изобр-искусства-виды-жанры.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0