Технология личностно-ориентированного обучения: диалог как основное средство обучения литературе в 10-11 классах

Содержание

Слайд 2

В каждом человеке есть
бубенчик, и задача педагога
сделать так, чтобы
он

В каждом человеке есть бубенчик, и задача педагога сделать так, чтобы он зазвучал. М.Горький
зазвучал.
М.Горький

Слайд 4

А в чем самая большая цель в жизни?

Я думаю: увеличивать добро

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро
в окружающем нас мире.

Добро – это, прежде всего, счастье всех людей.

Счастье – это сделать счастье другим.
Точилина Г., ученица 11кл.

Слайд 5

Я - концепция
учителя русского языка и литературы
Слюдеевой Елены Викторовны
МОУ

Я - концепция учителя русского языка и литературы Слюдеевой Елены Викторовны МОУ
«Новомичуринская средняя общеобразовательная
школа №3»

Слайд 6

1. Общий взгляд на человека.
Человек не средство, а цель. Человек - мера

1. Общий взгляд на человека. Человек не средство, а цель. Человек -
всех вещей. Человека надо уважать, ему необходимо доверять.

Слайд 7

2. Моя миссия как учителя русского языка и литературы.
Пробудить, обеспечить совместный рост

2. Моя миссия как учителя русского языка и литературы. Пробудить, обеспечить совместный
всех главных сил человека - физических, эмоциональных, нравственных, умственных, эстетических. Сформировать все УСТОИ человека.

Слайд 8

3. Роль учителя в процессе обучения.
Учитель не передатчик знаний, информации, а организатор

3. Роль учителя в процессе обучения. Учитель не передатчик знаний, информации, а
процесса учения, сотрудничающий с ребенком. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идет к предмету.

Слайд 9

Почему отдаю предпочтение технологии личностно – ориентированного обучения?

Во-первых, личностно-ориентированное технология ставит

Почему отдаю предпочтение технологии личностно – ориентированного обучения? Во-первых, личностно-ориентированное технология ставит
в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей.

Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Слайд 10

Пять требований, которым я пытаюсь соответствовать.

1. Учитель должен иметь внутренние чувства

Пять требований, которым я пытаюсь соответствовать. 1. Учитель должен иметь внутренние чувства
своего равенства с учеником. Равенства, обусловленного тем, что оба они принадлежат к единому роду человеческому и оба не вечны. Разумеется, необходимы определенная субординация и дистанция, но только при наличии такого чувства учитель имеет право и возможность вложить что-то в душу ученика.

2. Учитель должен уметь и хотеть почувствовать себя в шкуре другого человека, поставить себя на его место, взглянуть на все его глазами.

Слайд 11

3. Учитель должен обязательно доставлять детям радость. Урок, на котором дети

3. Учитель должен обязательно доставлять детям радость. Урок, на котором дети ни
ни разу не улыбнулись , считаю не вполне удавшимся.

4. Учитель должен сам получать удовольствие от своей работы. Пусть не всегда.

5. Учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится.

Слайд 12

ЗАКОН УВАЖЕНИЯ

«СЕРДЦА»

УЛЫБКА

ПРАВДА

СЧАСТЬЕ
ОБЩЕНИЯ

Мастерство общения.
О, если бы с ним поговорить.
М.Булгаков

ЗАКОН УВАЖЕНИЯ «СЕРДЦА» УЛЫБКА ПРАВДА СЧАСТЬЕ ОБЩЕНИЯ Мастерство общения. О, если бы с ним поговорить. М.Булгаков

Слайд 13

Учить быть человеком —
вот кредо моей педагогической деятельности

Цель моей педагогической концепции

Учить быть человеком — вот кредо моей педагогической деятельности Цель моей педагогической
– содействовать выращиванию и развитию деятельностных способностей личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свой выбор, ориентированный на общечеловеческие ценности.

Слайд 14

Главными условиями достижения положительного результата, на мой взгляд, являются:
- создание на уроке

Главными условиями достижения положительного результата, на мой взгляд, являются: - создание на
ситуации для осознания литературы как части окружающего нас мира;
- широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, имеющего огромную значимость для самоутверждения личности и обеспечивающего воздействие личности на процесс обучения;
- создание условий для проектно- исследовательской деятельности учащихся;
- максимальное использование на уроках произведений литературы и искусства, фильмотеки и фонотеки.

Слайд 15

Принципы предлагаемого подхода к уроку:

1. Учитель помогает учащимся сориентироваться в учебной

Принципы предлагаемого подхода к уроку: 1. Учитель помогает учащимся сориентироваться в учебной
ситуации, использует для этого уже имеющиеся у них знания, опорный конспект, план записи лекции и т.д.

2. Учащиеся в содружестве с учителем ищут пути решения проблемы, т.е. определяют для себя цели и способы их осуществления. Учитель помогает учащимся определить и сформулировать цели, найти в соответствии с их желаниями и возможностями партнеров для сотрудничества.

3. Учащиеся в содружестве с учителем реализуют поставленные цели наиболее творческим образом.

Слайд 16

КРАСОТА «СПАСЕТ» УРОК

УРОК-ДИАЛОГ

УРОК-ТВОРЧЕСТВО

УРОК-ОБЩЕНИЕ

УРОК-РАДОСТЬ

УРОК-ОТКРЫТИЕ

КРАСОТА «СПАСЕТ» УРОК УРОК-ДИАЛОГ УРОК-ТВОРЧЕСТВО УРОК-ОБЩЕНИЕ УРОК-РАДОСТЬ УРОК-ОТКРЫТИЕ

Слайд 17

Целью диалогического литературного образования является: становление диалогичной личности читателя, развитие гуманитарного мышления,

Целью диалогического литературного образования является: становление диалогичной личности читателя, развитие гуманитарного мышления,
накопление опыта диалогического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества, в условиях диалогического общения с собеседником на высоком духовно-художественном уровне.

Слайд 18

Задачи диалогического литературного образования:

воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник

Задачи диалогического литературного образования: воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник
своего самосовершенствования;

понимание литературы как особого, эмоционально-образ­ного способа освоения действительности и отражения «монологического» и «диалогического» бытия человека;

формирование ценностно-смыслового, эмоционального от­ношения, эстетического вкуса к жизни и искусству;

формирование гуманитарных понятий, отражающих спе­цифику искусства и помогающих измерять собственный уровень духовного освоения мира;

формирование и развитие навыков диалогической речи, умений активно слушать собеседника (книгу, человека), вчувствоваться в него, понимать его язык, развитие уме­ний грамотно и адресно высказывать (письменно и устно) собственные мысли, предъявляя контекст своего индиви­дуального мышления.

Слайд 19

Средство достижения цели и задач литературного образования — это диалог как основная

Средство достижения цели и задач литературного образования — это диалог как основная
форма обучения. Ученики совместно с учителем ищут свой художественный образ, образ себя как личности вообще, художественные образы своей жизни, своих отношений с миром. В результате развития «своего» языка, на котором происходит общение с миром, накапливается опыт диалогического взаимодействия с художественной культурой, и с ее помощью происходит совершенствование духовно-нравственной сферы.

Слайд 20

Принципы отбора содержания образования в процессе диалогического изучения литературы:

принцип сосуществования множественности

Принципы отбора содержания образования в процессе диалогического изучения литературы: принцип сосуществования множественности
(мнений, взглядов, суждений, идей, оценок, ценностей, смыслов);
принцип проблемной классификации материала, позволяющего решать личностные проблемы;
принцип контекстности, что предполагает выявление оснований существования художественного явления;
принцип единства формы и содержания;
принцип единства вербальной и невербальной информации;
принцип диалогичности, что позволяет при появлении нового знания не отменять старого, дополнять одно гуманитарное знание другим.

Слайд 21

Результатом изучения литературы в диалоге являются следующие знания и умения:

Результатом изучения литературы в диалоге являются следующие знания и умения:

Слайд 22

Знания:

художественного произведения как собрания характеров, голосов, мнений, позиций, находящихся в постоянном

Знания: художественного произведения как собрания характеров, голосов, мнений, позиций, находящихся в постоянном
взаимодействии друг с другом, с писателем, историей и читателями;
содержания художественного произведения в контексте философской проблематики отраженной в нем эпохи и в социальном контексте современности;
истории литературы как диалога жанров и диалога проблем
законов художественно (образно) организованного текста, рожденного из диалога писателя с реальным миром.

Слайд 23

Умения:

анализировать «социологическую поэтику» (М.М.Бахтин) литературного произведения как собрания «голосов», в которых

Умения: анализировать «социологическую поэтику» (М.М.Бахтин) литературного произведения как собрания «голосов», в которых
заключена «частица общей правды»;
диалогически взаимодействовать с писателем и его героями, использовать его произведение как источник своего личностного развития;
использовать основные литературоведческие понятия как инструмент создания собственного текста;
активно слушать собеседника и адекватно понимать его язык; в той или иной степени владеть художественными средствами языка;
владеть навыками диалогической устной и письменной речи;
производить критический анализ художественного произведения с позиций значимости его для культуры вообще и для себя, как читателя, в частности.

Слайд 24

Творческие работы учащихся.

Творческие работы учащихся.

Слайд 25

Куда: В XXI век
Кому: Гребенской Елене
От кого: М.И.Цветаевой

Леночка!

Я так отвыкла писать письма,

Куда: В XXI век Кому: Гребенской Елене От кого: М.И.Цветаевой Леночка! Я
что была почти в недоумении от собственной мысли написать тебе!

Сказать (поделиться) с тобой хочу многим. Сейчас, когда моя душа, наконец, обрела такой долгожданный покой, мне даже не хватает испытаний. Очень интересно наблюдать за происходящим в России. Это немного напоминает то, что было в мое время. Нет, не события – дух перемен, настроение людей. Мне нравится смотреть на тебя, жить твоей жизнью, чувствовать - ощущать, переживать недочувственные, непережитые мною события. Приятно видеть, что ты читаешь мои стихи.

Предсказание:
Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черед.
Сбылось. Мне хочется, чтобы для тебя оно когда-нибудь осуществилось. Главное, не бросать на полпути – это нечестно по отношению к стихам и тем, кто в тебя верит. Я была не согласна с твоей мыслью об уходе из мирской жизни, ведь в монастыре твои действия и мысли будут ограничены, поэтому там тебе

Слайд 26

мало, что удастся сделать. Молиться о душе можно среди мирской суеты. Наверное,

мало, что удастся сделать. Молиться о душе можно среди мирской суеты. Наверное,
это попытка убежать от самой себя, от трудностей. Я прекрасно знаю, что непонимание для человека самое страшное, но все проходит.
И такое предательство по отношению к твоим близким совершать просто бессмысленно. Я пытаюсь оградить тебя от ошибок, но выбор за тобой и решать тебе.
Знаешь, многое мне становится понятным только сейчас. И объяснение некоторым своим поступкам могу дать только здесь. Осознаю, что всю свою жизнь страдала от непонимания чувства своей безысходности. Это страшно, когда тебя все время что-то мучает, но ты не можешь понять и объяснить природу возникновения этого «что-то». Лучше сразу понять и отвергнуть от себя, так легче. Хотя… Нет, не ищи легких дорог, но и намеренно ничего не усложняй.
Я хочу, чтобы ты не жалела о том, что сделала. Поэтому желаю тебе терпения и постижения жизни, скорбей (без них нельзя) и радостей (без них нет целей). Твой сборник стихов называется «Я ищу свою звезду». Ищи ее, но знай, что путь к звездам – только через тернии.

Слайд 27

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ
Процент качества знаний по литературе колеблется от 75% до 100%.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ Процент качества знаний по литературе колеблется от 75% до 100%.
Это наглядно видно из таблицы.

Слайд 28

Выпускники 2002 года

Выпускники 2004 года

Выпускники 2006 года

Выпускники 2007 года

Выпускники 2002 года Выпускники 2004 года Выпускники 2006 года Выпускники 2007 года (прогноз)
(прогноз)

Слайд 29

Мои учащиеся постоянные участники и призеры олимпиад.

Мои учащиеся постоянные участники и призеры олимпиад.

Слайд 30

Мои ученики постоянные участники и победители областного конкурса «Слово доброе посеять…»
2000 –

Мои ученики постоянные участники и победители областного конкурса «Слово доброе посеять…» 2000
2002г. –
Гребенская Елена,
2004 – 2006г. –
Махонина Вера (2 место в секции «Юные поэты»);
Сорокина Мария – 3место в секции «Юные прозаики»;
Алтыбаева Ольга – диплом активного участника в секции «Юные поэты»;
Тараскина Любовь, Ковылина Ольга - диплом активного участника в секции «Художественное чтение»;
Слюдеев Константин - 3место в секции «Литературное краеведение».
2007г. –
Зайцева Наталья диплом активного участника в секции «Юный журналист».
Фролова Наталья – лауреат Всесоюзной олимпиады «Россия – Беларусь».

Слайд 31

Медали получили:

Медали получили:

Слайд 32

познавательная
активность

вера в успех

вдохновение

интерес

эффективность
обучения

познавательная активность вера в успех вдохновение интерес эффективность обучения

Слайд 33

Открыты нам двери
В мир новый и странный.
В него мы поверим,
Другими в нем

Открыты нам двери В мир новый и странный. В него мы поверим,
станем.
Веди же нас, книга,
Чаруй своим слогом.
Пусть мудрости лига
Нас тронет немного.

Алтыбаева О.

Имя файла: Технология-личностно-ориентированного-обучения:-диалог-как-основное-средство-обучения-литературе-в-10-11-классах.pptx
Количество просмотров: 102
Количество скачиваний: 0