Трагическое в искусстве

Содержание

Слайд 2

Трагическое в искусстве

Трагическое в искусстве

Слайд 3

Что трагичного может происходить в жизни человека?
Как трагичное может отразиться в искусстве?

Что трагичного может происходить в жизни человека? Как трагичное может отразиться в искусстве?

Слайд 4

Законы трагического в искусстве и жизни.

Законы трагического в искусстве и жизни.

Слайд 5

В. И. Суриков
Утро стрелецкой казни. 1881

В. И. Суриков Утро стрелецкой казни. 1881

Слайд 6

Трагична смерть Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира и в музыке к

Трагична смерть Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира и в музыке к
балету С. С. Прокофьева.
Сцена из балета «Ромео и Джульетта». Композитор С. С. Прокофьев. Балетмейстер Л. М. Лавровский. Большой театр. Москва, 1970-е гг.

Слайд 7

В искусстве трагическое существует по своим законам и имеет свои особенности. Главная

В искусстве трагическое существует по своим законам и имеет свои особенности. Главная
из них заключается в неразрешимом при данных обстоятельствах противоречии, конфликте. В основе трагического в искусстве лежит глубокое, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым.

Д. А. Шмаринов. Сад Капулетти. Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». 1959 г.

Слайд 8

Трагический герой всегда соткан из неразрешимых противоречий. Его представления о долге могут

Трагический герой всегда соткан из неразрешимых противоречий. Его представления о долге могут
вступать в конфликт с внушениями его совести или его личными устремлениями и чувствами. Попытки героя преодолеть противоречия приводят к последствиям, которые он не может предвидеть и которые ещё более усугубляют его внутренний разлад. Например, Фауст в одноимённой трагедии И. В. Гёте, заключив сделку с Мефистофелем, становится, сам того не желая, виновником гибели своей возлюбленной — Маргариты.

Ф. Г. Шлик. Фауст и Вагнер на прогулке.

Слайд 9

Рок и судьба в античной трагедии

Каждая эпоха выявляет определённые стороны природы трагического.

Рок и судьба в античной трагедии Каждая эпоха выявляет определённые стороны природы
Особенный интерес представляет древнегреческая трагедия, в которой трагическое связано с понятиями рока и судьбы. Античное искусство создало возвышенные трагические образы Прометея, Лаокоона, царя Эдипа и многих других героев, не нашедших спасения от всесильного рока.

Эдип и Сфинкс. Рисунок на древнегреческой вазе. II в. до н. э.

Слайд 10

В представлении античных трагиков (Эсхила, Софокла, Еврипида) не только люди, но и

В представлении античных трагиков (Эсхила, Софокла, Еврипида) не только люди, но и
боги подчинены власти трёх мойр — богинь судьбы, прядущих нить жизни, и эриний — тёмных богинь мщения, «что помнят всё». Любой поступок человека предопределён богиней возмездия Адрастеей.

Слайд 11

«Эдип-царь» Софокла (ок. 496—406 г. до н. э.).

Согласно мифу, лежащему в основе

«Эдип-царь» Софокла (ок. 496—406 г. до н. э.). Согласно мифу, лежащему в
этой трагедии, ещё до рождения Эдипа его отцу, царю Фив Лаю, было предсказано, что он умрёт от руки сына. Поэтому сразу после рождения Эдипа царь велел бросить его в лесу на растерзание диким зверям. Однако слуга, которому это поручили, пожалел младенца и отдал его пастуху. Тот отнёс мальчика царю Коринфа, у которого не было своих детей. Царь воспитал Эдипа как собственного сына.

Слайд 12

Дельфийский оракул предрёк, что Эдипу суждено убить своего отца и жениться на

Дельфийский оракул предрёк, что Эдипу суждено убить своего отца и жениться на
своей матери. Пытаясь избежать этого, Эдип в горе покинул Коринф. По дороге ему встретился знатный путник. В ходе вспыхнувшей между ними ссоры Эдип убил путника, не подозревая, что это его настоящий отец — царь Лай.

Слайд 13

Придя в Фивы, Эдип узнал, что рядом с городом поселилась Сфинкс —

Придя в Фивы, Эдип узнал, что рядом с городом поселилась Сфинкс —
чудовище с лицом женщины и телом льва. Сфинкс загадывала всем проходящим мимо неё загадки, и тех, кто не мог правильно ответить, убивала. Эдип сумел победить Сфинкс и в награду женился на фиванской царице Иокасте, которая недавно потеряла мужа, царя Лая. Так, вопреки стараниям людей предотвратить несчастье, предсказания оракула полностью сбылись.

Слайд 14

Когда в конце концов выяснилось, что новый муж приходится ей сыном, Иокаста

Когда в конце концов выяснилось, что новый муж приходится ей сыном, Иокаста
покончила жизнь самоубийством, а Эдип ослепил себя, чтобы не видеть ужасных последствий своих деяний.
Эдип прямо называет виновника своих бед: это рок, судьба, карающая правых и виновных, людей и богов. Всякий бросивший вызов судьбе несёт суровое наказание.

Слайд 15

Трагедия Софокла «Эдип-царь» заканчивается словами хора:
О сограждане фиванцы! Вот пример для вас:

Трагедия Софокла «Эдип-царь» заканчивается словами хора: О сограждане фиванцы! Вот пример для
Эдип,
И загадок разрешитель и могущественный царь,
Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,
Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!
Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,
И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,
Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.
(Перевод С. В. Шервинского)

Хор в спектакле
«Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова

Эдип и Антигона
(Жан-Батист Юг, 1885)

Слайд 16

Любая трагедия отражает значительные, важные события средствами искусства. Она призвана не просто

Любая трагедия отражает значительные, важные события средствами искусства. Она призвана не просто
рассказывать о событиях, вызывающих у читателя и зрителя сопереживание, чувства страха, гнева, сострадания, но и подводить их к определённым выводам, нравственному очищению — катарсису.

Аристотель.

Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, зрители в то же время испытывают величайшее чувство радости от сознания достоинства и нравственного величия человека. Вот почему мир трагического неотделим от мира возвышенного, а эстетика не случайно рассматривает эту категорию как одно из проявлений возвышенного.

Слайд 17

Трагическое как проявление возвышенного

«Божественная комедия» Данте Алигьери (1265—1321).

Данте изображён держащим копию Божественной

Трагическое как проявление возвышенного «Божественная комедия» Данте Алигьери (1265—1321). Данте изображён держащим
комедии рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху, на фреске Доменико ди Микелино, 1465

Слайд 18

Данте описывает второй круг Ада, где мучаются те, «кого земная плоть звала,

Данте описывает второй круг Ада, где мучаются те, «кого земная плоть звала,
кто предал разум власти вожделений». Внимание Данте привлекает нежно обнявшаяся пара теней, ни на минуту не расстающихся друг с другом. Данте заговаривает с ними и слышит трогательную историю Франчески, полюбившей брата своего мужа, Паоло:
Я родилась над теми берегами,
Где волны, как усталого гонца,
Встречают По с попутными реками.
Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.
Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекала,
Что этот плен ты видишь нерушимым.
(Перевод М. Л. Лозинского)

Ж. О. Д. Энгр. Паоло и Франческа. 1819 г.

Слайд 19

Выслушав печальную историю любви героев, постигший «муку их сердец», Данте падает без

Выслушав печальную историю любви героев, постигший «муку их сердец», Данте падает без
чувств на землю. И снова подземный шквал, бушующий во мраке, уносит влюблённых Паоло и Франческу... Этот глубоко трагичный и вместе с тем возвышенный сюжет благодаря бессмертным стихам Данте обрёл широкую известность.

У. Блейк. Паоло и Франческа (Вихрь влюблённых). Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
1824—1827 гг.

Слайд 20

Возвышенна и одновременно трагична музыка «Реквиема» (1791), созданного австрийским композитором Вольфгангом Амадеем

Возвышенна и одновременно трагична музыка «Реквиема» (1791), созданного австрийским композитором Вольфгангом Амадеем
Моцартом. Смертельно больной он не успел закончить это произведение. «Реквием» стал прощальным гимном рано ушедшего из жизни композитора.

В. А. Фаворский. Моцарт играет «Реквием» (Моцарт и Сальери).