Слайд 2Цвет переживается человеком не только визуально, но также психологически и символически, поэтому
он изучается как сложнейший феномен многими специалистами.
Слайд 3Все многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести
в систему — расположить их в определенном порядке, выделить основные и производные цвета.
К основным цветам относятся желтый, синий и красный. Смешивая их, можно получить все остальные оттенки.
Слайд 4Исаак Ньютон разложил белый солнечный свет
В 1676 году Исаак Ньютон с
помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр и заметил, что он содержит все цвета, за исключением пурпурного.
Спектр послужил основой для систематизации цветов в виде цветового круга, в котором Ньютон выделили семь секторов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Слайд 5Цветовой круг был усовершенствован Иоганном Гёте
Спустя 140 лет после Ньютона цветовой круг
был усовершенствован Иоганном Гёте, который добавил пурпурный цвет, получаемый при смешении фиолетового и красного.
Помимо этого, Гёте первым задумался о том, что цвет оказывает действие на психику человека, и в своем научном труде «Учении о цвете» первым открыл явление «чувственно-нравственного действия цвета».
Слайд 6Свою теорию цвета опубликовал Филипп Отто Рунге
В 1810 году свою теорию цвета
опубликовал Филипп Отто Рунге, немецкий живописец романтической школы. К числу основных цветов, помимо желтого, синего и красного, художник относил также черный и белый.
Рунге строил свои выводы на опытах с пигментами, что делало его учение более близким живописи. Трехмерная модель систематики цветов Рунге послужила основой для всех последующих моделей.
Слайд 7цветовой шар Альберта Манселла
Цветовая система Манселла была предложена в 1905 г.
американским ученым и художником Манселлом (A. H. Munsell) и была доработана в 1943г. Эта модель успешно используется для определения цветотипа человека. Она определяет три характеристики цвета:
H (hue - цветовой тон) температура: холодный/теплый,
V (value - насыщенность) темный/светлый,
C (chroma - чистота) яркий/приглушенный.
Слайд 8двойной конус Вильгельма Фридриха Оствальда
В начале 20 века немецкий ученый Ви́льгельм Фри́дрих
О́ствальдом разработал цветовую систему, условно основанную на четырех базовых цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и зеленый (цвет морской волны). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24-х цветов – цветовой круг Оствальда. Кроме того Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады.
Слайд 9цветовой круг Иоханнеса Иттена
Сегодня в живописи, дизайне, архитектуре и прикладных видах
искусства широко используется цветовой круг Иоханнеса Иттена — швейцарского художника, теоретика искусства и педагога. Его 12-частный цветовой круг показывает наиболее распространенную в мире систему расположения цветов, их взаимодействие между собой.
Иттен выделил основные цвета, цвета второго порядка (зеленый, фиолетовый и оранжевый), которые получаются при смешении пары основных цветов и цвета третьего порядка, которые получаются при смешении основного цвета с цветом второго порядка. Например, желтый, смешанный с зеленым, обыватели назовут салатовым, но в цветоведении он именуется желто-зеленым.
Слайд 10Pantone
Цветовая модель Pantone — стандартизированная модель подбора цвета, разработанная компанией Pantone Inc.
Каждому оттенку присвоен номер, эталонные цвета зафиксированы в специальном каталоге. Эта система используется, например, в полиграфии, и стандарты едины по всему миру.
Pantone Color Institute — подразделение компании, исследовательский центр, который занимается экспериментальной работой с цветом и изучает его влияние на разные отрасли (моду, полиграфию, дизайн интерьера, рекламу, кино). Институт цвета Pantone каждый год, начиная с 2000, провозглашает цвет года, основываясь на модных тенденциям, замеченных, например, в коллекциях, представленных на New York Fashion Week. Так, цветом 2017 года был зеленый оттенок Greenery, названный «цветом надежды», а цветом 2018 года был объявлен Ultra Violet как «символ мистических или духовных качеств».
Слайд 11цветовой атлас химика Мишеля Шеврёля
Шеврёль впервые разработал цветовую систему, приспособленную к нуждам
производства. Он создал цветовой атлас, включающий 72 чистых цвета, в основе которых лежали шесть основных цветов в двенадцати модификациях. Теоретические труды Шеврёля пользовались большим авторитетом и популярностью у художников.
Слайд 12 хромометр Эжена Делакруа
Эжен Делакруа вошел в историю как выдающийся колорист, тщательно
изучал механизмы гармонизации, исследовал работы восточных мастеров колорита и труды Шеврёля. Он составил несколько «колористических пособий», которые позволяли легко и быстро подобрать необходимое цветовое сочетание.
Слайд 13«Хроматоаккордеон» Рудольфа Адамса.
В 1865 году Рудольф Адамс в книге «Хроматоаккордеон» изложил свое
видение цветовой гармонии как созвучное действие различных частей в целом, так называемое многообразие в единстве. Гармонирующие цвета должны содержать элементы всех основных цветов круга: красного, желтого и синего; черный, белый и серый также составляют единство, но без многообразия. Для облегчения подбора сочетаний Адамс построил «цветовой аккордеон» на основе 24-частного цветового круга, на котором эти цвета были представлены в шести ступенях светлот.
Слайд 14Практическая цветовая координатная система (PCCS)
Практическая цветовая координатная система — ПЦКС (PCCS) —
за основу структуры принято изменение цвета по трем признакам, а за основу цветового тела было принято цветовое тело системы Манселла, в котором цвета, образующие цветовой круг, располагались на наклонном экваторе.
Слайд 15Цветовая система Coloroid
Цветовая система Coloroid имеет цветовое тело в виде цилиндра, хроматические
цвета располагаются внутри этого цилиндра, а ахроматические — на его оси.
Слайд 16Естественная цветовая система — ЕЦС (NCS).
В Шведском центре цвета под руководством Андерса
Харда была разработана естественная цветовая система — ЕЦС (NCS). В основу работы была положена аксиома, что восприятие цвета, свойственное психофизиологии человека, отлично от оценки цвета как физической величины. Естественная цветовая система — метод описания отношений между цветами исключительно на основе их естественного восприятия, то есть люди способны судить о цвете без ссылок на физику. Человек является истинным инструментом измерения и оценки цвета. Естественная цветовая система удобна для практиков, которые занимаются формированием цветовой среды: дизайнеров, архитекторов, градостроителей. Она создана для исследования полихромии архитектурной пространственной среды.
Слайд 17RGB — Red, Green, Blue (красный, зеленый, синий)
Слайд 18 CMYK — Cyan, Magenta, Yellow, Key color (голубой, пурпурный, желтый, ключевой
цвет (черный))