Творческий путь Гоголя Н. В.

Содержание

Слайд 2

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие

Детство и юность Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе
Сорочинцы, в семье небогатых помещиков – Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

ЮНЫЕ ГОДЫ ГОГОЛЯ В НЕЖИНЕ.

ЮНЫЕ ГОДЫ ГОГОЛЯ В НЕЖИНЕ.

Слайд 3

Начало начал…

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и

Начало начал… В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь)
записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823–24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.
Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

Слайд 4

Пьесы Гоголя

Пьесы Гоголя — новая и яркая страница в истории русской драматургии

Пьесы Гоголя Пьесы Гоголя — новая и яркая страница в истории русской
и театра. Продолжая традиции Фонвизина и Грибоедова, он создал образец современной «высокой» комедии, освободив ее от дидактизма, резонеров и даже от положительных героев. Гоголь приблизил театр к самым злободневным и острым проблемам общественной жизни. Не случайно в его пьесах по существу нет любовной интриги, которая традиционно считалась совершенно обязательной. Гоголь считал, что комедия должна строиться на конфликте, имеющем широкое общественное значение. Типическая обобщенность образов, глубокое раскрытие их внутренней сущности, яркая характеристика — все это сделало Гоголя одним из основоположников русской реалистической драматургии, которая в дальнейшем развивалась с обязательным учетом его художественных открытий. Комедии Гоголя явились также прекрасной школой актерского мастерства и прокладывали новые пути развития театрального искусства.

Слайд 5

«Женитьба»

Гоголь отмечал, что «все изменилось давно в свете» и что теперь более

«Женитьба» Гоголь отмечал, что «все изменилось давно в свете» и что теперь
«имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь». Эти мысли позволяют оценить суть еще одной новаторской комедии Гоголя, которая называется «Женитьба», но в которой больше говорится о денежном капитале, чем о любви.
«Женитьба» была опубликована в 1842 г., но работу над ней Гоголь начал еще в 1833 г. Здесь драматург обратился к изображению купеческого быта, выступив тем самым прямым предшественником Островского. «Женитьба» — живая и остроумная пьеса, в которой. Гоголь резко критикует пустоту и моральное ничтожество современного ему общества, вторжение в него новых денежных, буржуазных отношений, превративших брак в разновидность выгодной сделки.

Слайд 6

«Ревизор»

До Гоголя в традиции русской литературы в тех её произведениях, которые можно

«Ревизор» До Гоголя в традиции русской литературы в тех её произведениях, которые
было назвать предтечей русской сатиры XIX века было характерно изображать как отрицательных, так и положительных героев. В комедии «Ревизор» фактически положительных героев нет. Их нет даже вне сцены и вне сюжета.
Рельефное изображение образа чиновников города и прежде всего городничего, дополняет сатирический смысл комедии. Традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как низы, так и верхушка чиновного сословия города не мыслит иного исхода кроме как подкупить ревизора взяткой. Уездный безымянный городок становится обобщением всей России, который под угрозой ревизии раскрывает подлинную сторону характера главных героев.
Критики также отмечали особенности образа Хлестакова. Выскочка и пустышка, молодой человек легко обманывает многоопытного городничего.

Слайд 7

«Игроки»

«Игроки» — комедия Гоголя, напечатанная впервые в 1842 г. Окончательная обработка «Игроков» относится к

«Игроки» «Игроки» — комедия Гоголя, напечатанная впервые в 1842 г. Окончательная обработка
1842 г., но начата была пьеса определенно раньше.
Посылая её ПрокоповичуПосылая её Прокоповичу, Гоголь писал 29 августа 1842 из Германии из Германии: «Посылаемую ныне пьесу „Игроки“ в силу собрал. Черновые листы так были уже давно и неразборчиво написаны, что дали мне работу страшную разбирать». Эту первоначальную рукопись «Игроков» Н. С. Тихонравов относил к периоду петербургской жизни Гоголя до 1836 г.
Пьеса «Игроки» считается незаконченной, хотя завязка, развязка, все перипетии, все перипетии сюжета прочерчены и выстроены.

Слайд 8

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» — первая книга Николая

«Вечера на хуторе близ Диканьки» «Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» — первая
Васильевича Гоголя — первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 году. Рассказы «Вечеров» писались в 1829—1832 годах—1832 годах. Действие произведения свободно переносится из XIX века—1832 годах. Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Окольцовывает обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль.

Слайд 9

«Миргород»

«Миргород» (февраль, 1835 (февраль, 1835) — сборник повестей Гоголя. Повести в этом сборнике

«Миргород» «Миргород» (февраль, 1835 (февраль, 1835) — сборник повестей Гоголя. Повести в
основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. В этом сборнике нет единого повествователя. Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести.
Миргород был опубликован в двух томах, по две повести в каждом. Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте.

Слайд 10

Петербургские повести

Петербургские повести — общее название ряда повестей — общее название ряда повестей, написанных

Петербургские повести Петербургские повести — общее название ряда повестей — общее название
Николаем Васильевичем Гоголем — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830 — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов.
Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя, и историки литературы говорят о втором, «петербургском», периоде в его литературной деятельности.

Слайд 11

За границей…

Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где

За границей… Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу,
он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину – в 1839–40 гг. и в 1841–42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой "Мертвые души". Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.
В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том "Мертвых душ", а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников.

Слайд 12

«Мёртвые души»

Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание

«Мёртвые души» Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное,
пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая». Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной.

Слайд 13

«Выбранные места из переписки с друзьями»

К середине 40-х годов духовный кризис углубился.

«Выбранные места из переписки с друзьями» К середине 40-х годов духовный кризис
Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением.

Слайд 14

О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и

О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и
выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. В настоящее время гоголевские комедии ставятся на театральных сценах всего мира. Спектакли, кинофильмы, телевизионные фильмы свидетельствуют о неумирающем значении его драматургического наследия. Также во многих городах стоят памятники великому писателю:

Слайд 15

Н. В. Гоголь на Памятнике «1000-летие России»Н. В. Гоголь на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Памятник

Н. В. Гоголь на Памятнике «1000-летие России»Н. В. Гоголь на Памятнике «1000-летие
Гоголю в городе Харьков на Площади Поэзии

Памятник Гоголю в Санкт-Петербурге

Слайд 16

«Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…»

В начале 1852 года

«Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…» В начале 1852
у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома "Мертвых душ" (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.
Имя файла: Творческий-путь-Гоголя-Н.-В..pptx
Количество просмотров: 219
Количество скачиваний: 0