Слайд 3 Симоне Мартини (итал. Simone Martini; ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи.
Наряду с Дуччо и Амброджо
ЛоренцеттиСимоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в.
Точная дата его рождения неизвестна.
Умер в Авиньоне, где провел последние пять лет своей жизни; служил при папском дворе живописцем и декоратором.
Известна точная дата его смерти — в сиенском монастыре Сан Доменико в записи об умерших от 4 августа 1344 г. значится: «Мастер Симон, художник, умер в курии; погребение состоялось четвёртого дня в августе 1344 года».
Вазари в своем жизнеописании Симоне Мартини сообщает, что на его гробнице было указано, что художник скончался в возрасте шестидесяти лет, следовательно, дату его рождения можно отнести к 1284 г.
Слайд 4
О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации.
Благодаря своей известности Симоне
Мартини работал по заказам также в Неаполе, где был посвящен в рыцари, и в Ассизи.
Он создал изысканный орнаментальный и аристократический стиль и оказал сильное влияние на своего зятя Липпо Мемми, с которым они работали в Сиене.
Самое известное произведение Симоне Мартини - картина Благовещение (Флоренция, галерея Уффици), написанная в 1333 для капеллы Сиенского собора.
В отличие от Дуччо, Симоне работал по преимуществу в технике фрески.
Среди созданных им фресковых композиций - Мадонна во Славе (1315) и конный портрет Гвидориччо да Фольано (1328, оба - в палаццо Публико в Сиене), а также сцены из жизни св. Мартина Турского в капелле нижней церкви св. Франциска в Ассизи.
Слайд 6Мадонна с младенцем № 583 (1308-10 гг.,) Сиенская пинакотека
К раннему периоду творчества, то
есть к произведениям, созданным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника.
Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо.
Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» № 583» (1308-10 гг., Сиенская пинакотека).
Слайд 7Мадонна Милосердие
(1308-1310гг.)
К первым работам относят также фреску с изображением Мадонны в
Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно, но от Мадонны Мартини осталась только голова.
Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо.
Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем № 583» из Сиенской пинакотеки.
Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека).
Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.
Слайд 9Маэста (Величание Мадонны) [1315]
Слайд 10Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь.
Первая достоверная работа Симоне — фреска «Маэста» в
городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись «a man di Symone», то есть «работа Симоне».
Слайд 11
Этому же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства —
выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же года.
Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации.
Знаменитый Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г.
Вероятно, первой фреской и была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Фреска явно написана под влиянием «Маэста» Дуччо.
Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям.
Слайд 12Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь.
Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс, в
центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо, а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с младенцем.
Слайд 13Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь.
Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного
балдахина и столбов, на которых он крепится.
Слайд 14Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь.
В третьих, это лепка фигур и лиц, особенно
тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г.
В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор.
Слайд 15Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь медальонов.
Столбы, на коих крепится балдахин, символически
поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель.
В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный своего рода «полуколлаж».
Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово.
Слайд 16Творчество
Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи
Слайд 17После фрески «Маэста» Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле
Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году.
Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св. Мартина, основываясь на «Золотой легенде»* Иакова Ворагинского*.
Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика — кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. Мартином.
Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления императора Юлиана.
Мартин был всадником, служившим в римской армии.
В 344 г. он пережил глубокое религиозное обращение, принял христианство и отказался далее служить кесарю — он стал служить Господу Богу.
Впоследствии св. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес.
Слайд 18Разделение плаща.
1312-1317гг.
Капелла Сан Мартино, Нижняя церковь, Ассизи. Фреска.
Слайд 19Смерть Святого Мартина.
1312-17гг
Капелла святого Мартина, нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.
Слайд 20Похороны Святого Мартина.
1312-17гг
Капелла святого Мартина, нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.
Слайд 22Полиптих «Санта Катерина». 1319г
Музей Сан Маттео. Пиза.
В 1319 г. Симоне Мартини написал
полиптих для церкви Санта Катерина, а в 1320 г. — полиптих, который ныне хранится в музее в Орвьето.
Слайд 23Алтарь блаженного Агостино Новелло. 1324г.
Национальная пинакотека, Сиена. Темпера по дереву.
К 1320-ым годам,
вероятно, относится создание алтаря «Блаженного Агостино Новелло».
Агостино Новелло был современником Симоне.
Этот святой изучал право в Болонском университете, стал личным советником короля Манфреда, затем вступил в августинский орден и был избран его генералом.
Однако вскоре, бросив все светские и церковно-административные занятия, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в Сан-Леонардо-аль-Лаго близ Сиены.
В 1309 г. отшельник Агостино умер, и культ его начал распространяться помимо воли и желания властей.
Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть».
Слайд 24Кондотьер Гвидориччо да Фольяно [1328]
В истории искусства она стала первым изображением конкретного
исторического события с портретом современника.
Этот портрет явился прототипом будущих конных монументов.
В верхней части стены находится сравнительно узкая полоса росписи.
На фоне густо-синего неба и жёлто-бурого, мертвенного, голого, словно кристаллического пейзажа с изображением крепостей Монтемасси и Сассофорте, а также укреплённого лагеря сиенцев едет на коне кондотьер Гвидориччо де Фольяни.
Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное сходство с оригиналом. Кондотьер отвоевал крепости у захвативших их пизанцев.
Фреска запечатлела на века его подвиги и суровый дух времени, в котором реальность тесно переплелась с вымыслом.
Одеяние прямо держащегося в седле всадника и попона на лошади имеют одинаковый узор из крупных тёмно-синих ромбов на жёлтом фоне.
Узор как бы объединяет всадника и мощное животное в одно существо.
Фреска датирована художником 1328 г.
Слайд 26Благовещение.
1333 г.
Флоренция, Галерея Уффици
Дерево, темпера.
В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает
знаменитое «Благовещенье» (Флоренция, Уффици). Это его последняя известная работа перед отъездом в Авиньон, куда он приезжает, судя по всему, в 1336
Этот наиболее известный шедевр Симоне Мартини был исполнен для алтаря св. Ансания в сиенском соборе.
В верхней части картины, под центральным сводом в венце херувимов изображен голубь — символ Святого Духа. Выведенный на золотом фоне текст, как бы выходящий из уст ангела, представляет собой первые слова «благой вести». Мария сидит на деревянном инкрустированном троне, который, как и сложенная книга в ее левой руке, подчеркивает реальность образа Богоматери.
Фигура Марии, внимающей благой вести, написана воздушно, одухотворенно, хотя ее темно-синий плащ и выглядывающее из-под него карминно-красное платье контрастируют с ослепительным блеском всей сцены.
Фигуру ангела, облаченного в парчовое одеяние, подчеркивают вырисовывающиеся на золотом фоне крылья с павлиньими перьями и прихотливые складки декоративно извивающегося плаща.
По обе стороны алтаря изображены фигуры святых: слева — св. Ансаний*, которому был посвящен этот алтарь, справа же, согласно надписи, сделанной в XIX в., изображена св. Юлитта*.
Слайд 27Творчество
Портретное творчество. Авиньон.
Слайд 28Мартини, проведший последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, оказал несомненное
влияние на формирование самого рафинированного варианта готической живописи 14 века.
Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти.
Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера международного класса, обслуживавшего папский престол.
Его репутация в родной Сиене была безукоризненной.
Кроме того, Симоне Мартини был не только другом, но и любимым художником Петрарки, заказавшего ему портрет своей возлюбленной Лауры.
Слайд 29Вергилий.
Титульная страница. 1336г.
Библиотека Амброзиана, Милан. Кижная миниатюра.
К авиньонскому периоду относится миниатюра, созданная
Симоне Мартини в рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке.
Несмотря на двух вполне средневековых рыцарей, изображенных в ней, портрет Вергилия, а также буколические крестьяне в нижней её части вызывают в памяти античную эпоху.
В ней ощущается не столько готический, сколько ренессансный дух.
Слайд 30Святое семейство.
1342.
Художественная галерея Уолкер. Ливерпуль.
Это иконографически чрезвычайно редкий сюжет, в котором изображен момент,
когда Иосиф, три дня искавший Иисуса, беседовавшего все эти три дня с богословами в храме, приводит его домой к матери.
Мария упрекает сына (в раскрытой книге на её коленях латынью написано: «Чадо, что ты сделал с нами?»), в то время как Иосиф лишь мягко его корит.
В картине тонко и психологически верно передана ситуация.
В нижней части картины оставлена надпись «Symon de Senis me pinxit sub a.d. MCCCXLII» — «написано Симоне из Сиены в 1342 году».
Это последнее из существующих сегодня произведений Симоне Мартини.
Через два года художника не стало.