Творчество Карла Брюллова

Содержание

Слайд 2

КАРЛ БРЮЛЛОВ (1799 – 1852) – яркий представитель классицизма и романтизма, автор

КАРЛ БРЮЛЛОВ (1799 – 1852) – яркий представитель классицизма и романтизма, автор
жанровых и исторических полотен, единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. За «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства». Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.

К. Брюллов «Автопортрет»

Слайд 3

Карл Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года в семье скульптора

Карл Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года в семье скульптора
французского происхождения Павла Брюлло. Отец с ранних лет обучал сына живописи, причем часто был излишне строг с ним. Карла Брюллова могли не пустить к обеденному столу, пока он не напишет нужное количество животных и человеческих фигур. За оплошности наказывали строго. Позже Брюллов вспоминал, что способность «опрятно рисовать» у него родилась благодаря детским упражнениям. В 10 лет его без экзаменов зачислили в петербургскую Академию художеств. Отцовская подготовка помогла Брюллову - он учился лучше своих сверстников. Молодой художник часто поправлял работы товарищей, однако преподаватели всегда замечали это.

Карл Брюллов в детстве

Карл Брюллов в юности

Слайд 4

Преподаватели рано позволили Брюллову писать собственные полотна, в то время как его

Преподаватели рано позволили Брюллову писать собственные полотна, в то время как его
сверстники еще копировали учительские картины. Его первая самостоятельная работа — акварельный рисунок «Гений искусства». Он стал образцом для учебного копирования в натурном классе. Брюллов изобразил юношу с лирой, жезлом и головой жреца Лаокоона у ног. Тени на картине были обработаны углем, а блики высветлены пастелью. Вскоре, в 1819 г., Брюллов написал и свою первую живописную картину — «Нарцисс, смотрящийся в воду». Эта работа принесла ему Малую золотую медаль.

«Гений искусства»

«Нарцисс, смотрящийся в воду»

Слайд 5

В качестве выпускной работы Брюллов в 1821 г. создал «Явление Аврааму трех

В качестве выпускной работы Брюллов в 1821 г. создал «Явление Аврааму трех
ангелов у дуба Мамврийского». За нее он получил Большую золотую медаль, а меценаты Общества поощрения художников назначили ему пенсионерскую поездку в Италию.
В 1822 г. Карл Брюллов вместе с братом Александром отправился в Рим. Дорога в итальянскую столицу заняла почти год. По пути они останавливались в разных городах и изучали европейскую живопись и культуру.

В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак.

Слайд 6

В Рим Брюллов прибыл в мае 1823 г. Там он сразу взялся

В Рим Брюллов прибыл в мае 1823 г. Там он сразу взялся
за парадные и камерные портреты. Брюллов писал акварелью, маслом, работал в технике простого рисунка и сепии. Кроме портретов Брюллов пробовал писать жанровые картины.
В 1823 г. он написал «Итальянское утро» и отправил его в Россию. Полотно понравилось меценатам Общества поощрения художников, и те подарили картину Александре Федоровне, супруге императора Николая I. Император пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную картину. Так возникла вторая композиция - «Итальянский полдень».

«Итальянское утро»

«Итальянский полдень»

Слайд 7

В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была богатейших

В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была богатейших
домов Российской империи и Италии, покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств. Оказывала поддержку и Брюллову, долгое время их связывали личные отношения. Самойлова познакомила художника с многими представителями высшего общества в Риме, от них Брюллов получал заказы на дорогостоящие парадные портреты. По заказу Юлии Самойловой он написал картину «Всадница», которую тепло встретили итальянские критики. Позировали Брюллову падчерицы Самойловой - Джованина и Амацилия Пачини.

Слайд 8

В 1827 г. Брюллов начал работу над одним из своих масштабных произведений

В 1827 г. Брюллов начал работу над одним из своих масштабных произведений
- «Последний день Помпеи». Он посетил развалины города Помпеи, погибшего при извержении Везувия в 79 г. до н.э, осмотрел раскопки, сделал наброски. Брюллов работал над своей монументальной картиной почти шесть лет. Флорентийская Академия художеств присвоила художнику за это полотно звание профессора первой степени. Картину выставляли на Парижском салоне в Лувре, после чего отправили в Петербург. Император Николай I, увидев ее, предложил Брюллову вернуться в Россию и пригласил художника на личную встречу для вручения лаврового венка.

Слайд 9

Творческое задание 1. Самостоятельно изучите историю создания картины и ее композиционные особенности.

Творческое задание 1. Самостоятельно изучите историю создания картины и ее композиционные особенности.
Почему именно за нее
К. Брюллов был удостоен лаврового венка из рук императора Николая I?

Слайд 10

Вдохновленный успехом, в 1834 г. Брюллов принялся за новую работу на историческую

Вдохновленный успехом, в 1834 г. Брюллов принялся за новую работу на историческую
тему - «Смерть Инессы де Кастро». Работу над этим масштабным полотном - два на три метра - художник завершил в рекордный срок: всего за 17 дней. Однако картину, посвященную фаворитке португальского короля, в Европе встретили холодно, а критики назвали Брюллова мастером «исторических анекдотов».

Инесса де Кастро, будучи придворной дамой, влюбилась в молодого наследника португальского трона. Тайно обвенчавшись, они скрывали брак, тем более что у инфанта была невеста. Прознав реальную причину отказа сына жениться, король Афонсу IV решил убить его тайную жену. Но, увидев несчастную женщину и своих внуков, смиловался.

Слайд 11

К. Брюллов прожил в Италии 12 лет. В 1835 г. художник отправился

К. Брюллов прожил в Италии 12 лет. В 1835 г. художник отправился
в Грецию и Малую Азию. В дороге Брюллов простудился, был вынужден прервать поездку и в конце 1835 г. прибыл в Москву. Здесь знатные московские дома устраивали вечера и приемы в его честь. На одном из таких вечеров Брюллов познакомился с портретистом Василием Тропининым и поэтом Александром Пушкиным. В письме жене Пушкин писал: «Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на все». В 1836 г. Брюллову было присвоено звание младшего профессора Академии художеств. В Академии он руководил классом исторической живописи. Среди его учеников были Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко.

Академия художеств

Слайд 12

В конце 1830-х - начале 1840-х гг. Брюллов работал в жанре портрета:

В конце 1830-х - начале 1840-х гг. Брюллов работал в жанре портрета:
писал Василия Жуковского, Ивана Крылова, Алексея Толстого, создал портрет прибывшей в Петербург графини Самойловой с воспитанницей Амацилией Пачини. Эта картина стала известна под названием «Маскарад». Графиня изображена удаляющейся с бала-маскарада. Алый занавес и мощный ствол ионической колонны, разделяя пространство на первый и второй планы, образуют подобие сцены. На заднем плане можно разглядеть и средневекового шута, и Гермеса с кадуцеем, и бородатого вельможу в турецком одеянии.

«Маскарад»

Слайд 13

В 1840 г. император предложил Брюллову написать картину «Осада Пскова польским королем

В 1840 г. император предложил Брюллову написать картину «Осада Пскова польским королем
Стефаном Баторием в 1581 году». Глава государства распорядился назначить группу историков в помощь художнику, снарядить экспедицию к месту исторического события и часто спрашивал Брюллова о будущем полотне. Чрезмерная опека и давление привели к обратному результату. Брюллов потерял интерес к картине, повернул недописанный холст к стене и больше к работе над ним не возвращался.

Слайд 14

В 1843 г. Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского

В 1843 г. Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского
собора. Площадь сферического плафона составляла более 800 квадратных метров. Стоя на лесах, художник шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» Штукатурка была еще сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска. Некоторые изображения приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки. К тому же в самом храме тесали мрамор и гранит и в воздухе стояла мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.

Слайд 15

В апреле 1849 г. Карл Брюллов отправился на лечение за границу -

В апреле 1849 г. Карл Брюллов отправился на лечение за границу -
на остров Мадейра, а затем в Италию, где и провел последние годы. Он познакомился с итальянским революционером Анджело Титтони и до конца жизни был под покровительством его семьи. Под влиянием Титтони Брюллов начал писать картины с современными сюжетами. Так появились первые реалистические работы - полотно «Процессия слепых в Барселоне», серия сепий «Лаццарони на берегу моря».
Карл Брюллов умер в Манциане, недалеко от Рима. Похоронен на римском протестантском кладбище Монте-Тестаччо.

«Процессия слепых в Барселоне»

Из серии
«Лаццаро- ни на берегу моря»

Имя файла: Творчество-Карла-Брюллова.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0