У каждого внимательного читателя свой Булгаков…

Содержание

Слайд 2

Вечные вопросы и вечные проблемы мировой литературы… Нас заинтересовал вопрос: «В чем

Вечные вопросы и вечные проблемы мировой литературы… Нас заинтересовал вопрос: «В чем
своеобразие и отличительные особенности художественного мира Булгакова».

Исследуя культурологический аспект, мы сравнили произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» с «Фаустом» Гете и романами Достоевского.
В результате работы мы пришли к следующим выводам.

Слайд 3

И.В.Гете «Фауст»

М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Мефистофель – демон-искуситель, дух зла.

Воланд – дьявол, сила

И.В.Гете «Фауст» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» Мефистофель – демон-искуситель, дух зла. Воланд
зла, в романе изображен как сила справедливости. («Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»)

Слайд 4

Мефистофель искушает Фауста золотом, любовью, властью.

Воланду в Москве уже никого не нужно

Мефистофель искушает Фауста золотом, любовью, властью. Воланду в Москве уже никого не нужно искушать.
искушать.

Слайд 5

У Гете, Маргарита – воплощение чистоты, женственности, любви, но она изображена как

У Гете, Маргарита – воплощение чистоты, женственности, любви, но она изображена как
жертва обстоятельств, дьявольского замысла.

У Булгакова, Маргарита – символ любви и преданности, но она не жертва, а спасительная сила для Мастера. Даже Воланд признает ее силу, называя королевой Марго.

Слайд 6

У Гете, Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Любовь Маргариты

У Гете, Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Любовь Маргариты
помогает Фаусту заслужить добро.

У Булгакова, Маргарита помогает Мастеру заслужить награду – но уже не свет, а покой (потому что он был обыкновенным человеком, а не святым и не героем).

Слайд 7

Традиции Достоевского

Новаторство Булгакова

Мотив «вседозволенности» (если нет Бога, значит, нет и дьявола, т.е.

Традиции Достоевского Новаторство Булгакова Мотив «вседозволенности» (если нет Бога, значит, нет и
нет ни рая, ни ада, следовательно, все дозволено в земной жизни).

Спор между Берлиозом и Бездомным о том, существовал ли Христос на самом деле? Мотив «вседозволенности» постоянно звучит в романе. Все дозволено в земной жизни: писать доносы, воровать, лгать, арестовывать безвинных и т.д.

Слайд 8

Князь Мышкин («Идиот») – сумасшедший, но он единственно нормальный человек в сумасшедшем

Князь Мышкин («Идиот») – сумасшедший, но он единственно нормальный человек в сумасшедшем
мире.

Мастер оказался в сумасшедшем доме, потому что он догадался о реальном состоянии вещей («Я знал…»). Булгаков развивает тему общественного сумасшествия, социального абсурда.

Слайд 9

Мотив «бесов», которые входят в людей и становятся причиной их духовной гибели

Мотив «бесов», которые входят в людей и становятся причиной их духовной гибели
(роман «Бесы»), - гениальное предвидение Достоевского.

«Бесы» живут и процветают в Москве 30-ых годов. Они полностью овладели душами людей. «Бесовская» атмосфера постоянно прослеживается в романе Булгакова.

Имя файла: У-каждого-внимательного-читателя-свой-Булгаков….pptx
Количество просмотров: 91
Количество скачиваний: 0