Убранство избы

Слайд 2

Не красна изба углами, а красна пирогами

По укладу жизни изба для крестьянина

Не красна изба углами, а красна пирогами По укладу жизни изба для
была центром, от которого зависело его счастье.

Убранство избы

Русская печь использовалась для отопления помещения и приготовления пищи, а также для проветривания избы и ее просушивания. В стенах печи делали маленькие углубления, в которых сушили рукавицы, носки, хранили спички.
Топили печь дровами, а пищу варили как во время топки, так и по ее завершении. Хлеб и пироги ставили уже после того, как печь была вытоплена, угли выгреблены, а труба закрыта. Для приготовления пищи использовалась специальная посуда – горшки и чугуны, которые ставились в печь с помощью ухватов.

Русская печь

В районах, где не было бань, печь использовалась и для мытья: в ней парились веником, а затем на дворе обливались холодной водой.
В сознании крестьян печь была тесно связана с родным домом, семьей, предками. "Печь нам мать родная", – говорили они. Ощущение связи печи с хозяевами было неимоверно сильным: хозяина дома называли "дымной шапкой", а от хорошей хозяйки, по поверью, должно было пахнуть дымом.

Слайд 3

Печной угол

Вторым центром в избе был печной угол. Он находился по диагонали

Печной угол Вторым центром в избе был печной угол. Он находился по
от красного угла и назывался также "бабий кут", "бабий угол", так как здесь женщина на печи готовила пищу.
Печь использовалась для отапливания помещения, на печи спали, хранили вещи, сушили лук, зерно, чеснок. В южнорусских домах в печах парились. Считали, что пар печи целебнее, чем в бане. "Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица.

Не красна изба углами, а красна пирогами

По укладу жизни изба для крестьянина была центром, от которого зависело его счастье.

Убранство избы

Во время сватовства невеста находилась в печном углу, чтобы слышать весь разговор. Из печного угла она выходила нарядно одетая во время смотрин. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома.
Печной угол считался местом пребывания домового – доброго духа, похожего на главу семьи.
С печью связано много обрядов. Над больным ребенком совершали обряд "перепекания": его засовывали в теплую печь на лопате. В конце свадьбы в печь бросали пустой горшок, приговаривая: "сколько черепков, столько ребят".

Слайд 4

Стол

В красном углу стоял и стол. За столом вкушали пищу – трапезничали. Русские

Стол В красном углу стоял и стол. За столом вкушали пищу –
крестьяне воспринимали стол как престол Божий, поэтому в народе говорили: "За столом посидишь, что в царстве побудешь". Стол обычно накрывали скатертью, а на столе всегда стояла солонка и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. В народном сознании стол воспринимался как "Божья ладонь", которая дает человеку пищу, отсюда происходили различные запреты: нельзя было резать на столе, стучать по столу, облокачиваться. Человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался в крестьянском доме как "свой".

Не красна изба углами, а красна пирогами

По укладу жизни изба для крестьянина была центром, от которого зависело его счастье.

Убранство избы

Имя файла: Убранство-избы.pptx
Количество просмотров: 338
Количество скачиваний: 3