Учение о гегемонии А. Грамши

Слайд 2

Антонио Грамши был основателем и теоретиком Итальянской коммунистической партии, депутатом парламента. В

Антонио Грамши был основателем и теоретиком Итальянской коммунистической партии, депутатом парламента. В
1926 году его арестовали фашисты и посадили в тюрьму. В своих знаменитых «Тюремных тетрадях» он сформулировал научные положения, без которых сегодня невозможно понять современный мир. Не случайно, например, в Америке, его труду посвящены тысячи научных работ и диссертаций.

Слайд 3

Один из ключевых разделов труда Антонио Грамши — учение о гегемонии как

Один из ключевых разделов труда Антонио Грамши — учение о гегемонии как
общей теории слома государства и перехода к новому социально-политическому порядку. Согласно Грамши, власть господствующего класса, который, естественно, является крошечной частью общества, держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти — не только принуждение, но и убеждение.

Слайд 4

Таким образом, государство, какой бы класс не был господствующим, стоит на двух

Таким образом, государство, какой бы класс не был господствующим, стоит на двух
китах — силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией. Причем, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане сами желают того, чего добивается господствующий класс.
Проблемы у гегемонии, согласно теории Грамши, появляются тогда, когда большинство начинает понимать, что ими манипулируют и что небольшая часть общества — против воли большинства, но с его согласия — действует в своих собственных интересах. Поэтому кризис легитимности — самый страшный враг гегемонии.

Слайд 5

Согласно Антонио Грамши, если господствующий класс стремится к сохранению гегемонии, то его

Согласно Антонио Грамши, если господствующий класс стремится к сохранению гегемонии, то его
противники ищут механизмы подрыва гегемонии. Оба эти процесса — установление и подрыв гегемонии — являются «молекулярными» процессами. Они протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал подобные механические схемы, которыми заполнен вульгарный исторический материализм), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека.

Слайд 6

Агрессия в культурное ядро, по Антонио Грамши, — это не озарение и

Агрессия в культурное ядро, по Антонио Грамши, — это не озарение и
не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании. Это огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, необходимая для революционных перемен. Другими словами, революции (реформы, перемены) сперва происходят в умах людей, и только потом выливаются на улицу.