В мире Калевалы

Содержание

Слайд 2

«Калевала» -величайшее произведение устного творчества карельского и финского народов
это итог 11

«Калевала» -величайшее произведение устного творчества карельского и финского народов это итог 11
поездок Элиаса Лённрота - финского собирателя фольклора - по Финляндии, Карелии, Ингерманландии и Эстонии
это День рождения (28 февраля 1835 г.)- день подписания предисловия к первой редакции книги, названной "Калевала", или Старые руны Карелии о древних временах финского народа
это поэзия самого народа, отразившая его восприятие жизни и событий
это бесценное сокровище земли нашей

Слайд 3

Это самый "миролюбивый" из эпосов: в центре его находятся не воинские подвиги

Это самый "миролюбивый" из эпосов: в центре его находятся не воинские подвиги
героев, а сокровенное знание о происхождении вещей
рассказ о промыслах и ремеслах, бытовавших среди населения: ткачество, обработка дерева, кости и камня, оленеводство, земледелие, гончарное и ювелирное дело и т.п.
обрядовые и лирические песни, заговоры
представление о национальной одежде,
средствах защиты от врагов( меч, топоp, кoпье)
исполнительское искусство певца
следование национальным традициям

Слайд 5

Так чудесны эти звуки

Кантеле — карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент. Удивительный инструмент.

Так чудесны эти звуки Кантеле — карельский и финский струнный щипковый музыкальный
Древний. Загадочный. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мирозданья…  

Слайд 6

Загадки из мерёжи

Взял он удочку тихонько,
Осмотрел он тихо лески,
Приготовился к уженью,
Леску длинную

Загадки из мерёжи Взял он удочку тихонько, Осмотрел он тихо лески, Приготовился
расправил,
Повернул уду рукою.
Вот крючок закинул в воду,
Стал удить, таща за леску…

Слайд 7

МУЗЕЙ СТАРИННЫХ ПРЕДМЕТОВ И СЛОВ

Не открыть ли ларчик песен, Сундучок, словами полный…

МУЗЕЙ СТАРИННЫХ ПРЕДМЕТОВ И СЛОВ Не открыть ли ларчик песен, Сундучок, словами полный…

Слайд 8

Тканье

Ткёт одежду золотую, Серебром всю украшает, Золотой челнок проводит По серебряному бёрду, И челнок, жужжа,

Тканье Ткёт одежду золотую, Серебром всю украшает, Золотой челнок проводит По серебряному
стремится, Быстро бегает катушка, Быстро движется основа И серебряное бердо При тканье прекрасной девы, Серебром прилежно ткавшей.

Слайд 9

Бердо-Бёрдо (деталь ткацкого стана)

Бердо состояло из зубьев (тростей), помещенных между тонкими планками.

Бердо-Бёрдо (деталь ткацкого стана) Бердо состояло из зубьев (тростей), помещенных между тонкими
Между зубьями пропускались нити основы. Бердо служило для прибивания утка.(Уто́к - поперечные нити, которые переплетают нити основы в процессе работы на ткацком станке.)
Навешивалось с помощью веревочек или деревянных блочков на вершницы (верхние перекладины на стане).

Слайд 11

Челнок

Деревянный брусок (обычно из кленового дерева), заостренный с концов, чтобы он мог

Челнок Деревянный брусок (обычно из кленового дерева), заостренный с концов, чтобы он
свободно проходить между нитями основы, продевая нить

Слайд 12

Катушка

Катушка- цевка , надеваемая на веретено для наматывания пряжи при тканье

Катушка Катушка- цевка , надеваемая на веретено для наматывания пряжи при тканье

Слайд 13

У нее так звучно бердо,
Как на холмике кукушка,
Челночок скользит у девы,
Как по

У нее так звучно бердо, Как на холмике кукушка, Челночок скользит у
ветке горностайка,
У нее в руках катушка,
Как в зубах у белки шишка;
Не заснет деревня крепко,
И не спит весь округ замка-
Так стучит девица бердом,
Так шумит челнок у девы.

Слайд 14

Веретено
Эта юная девица
Много пряла веретенцем
И работала катушкой,
Много пальцами трудилась.
)

Орудие приготовления нитей,

Веретено Эта юная девица Много пряла веретенцем И работала катушкой, Много пальцами
одно из основных орудий, применяемых при прядении. Это
гладкая конусообразная палочка длиной до 40 с бородкою или пяткою на утолщённом конце. Основным дополнением к веретену было прялице, которое одевалось на веретено для усиления вращения при прядении.

Слайд 15

Прядение

Женщина тремя пальцами левой руки вытягивала волокно из кудели и одновременно

Прядение Женщина тремя пальцами левой руки вытягивала волокно из кудели и одновременно
тремя пальцами правой руки вращала веретено. Когда выпряденная нить достигала длины вытянутой руки, пряха наматывала нить на пальцы левой руки, а потом накручивала ее на веретено и на верхней заострённой его части закрепляла петлёй. Пряжа на веретене накручивалась сначала на средней части веретена, затем на нижней, и только потом заполнялась верхняя.

Слайд 16

Где умеют, там имеют 

Подбери словечко (зелёные)
Карельские узоры(розовые)
Кто петь способен(синие)
Славим « Калевалу»(синквейн) (оранжевые)

Где умеют, там имеют Подбери словечко (зелёные) Карельские узоры(розовые) Кто петь способен(синие) Славим « Калевалу»(синквейн) (оранжевые)

Слайд 17

Выход к будущему дал я

Как бы ни было, а все же Проложил

Выход к будущему дал я Как бы ни было, а все же
певцам лыжню я, Я в лесу раздвинул ветки, Прорубил тропинку в чаще, Выход к будущему дал я,- И тропиночка открылась Для певцов, кто петь способен, Тех, кто песнями богаче Меж растущей молодежью,
В восходящем поколенье.

Слайд 18

Это интересно

По преданиям на территории посёлка Калевала стоит сосна, под которой работал

Это интересно По преданиям на территории посёлка Калевала стоит сосна, под которой
Лённрот.
По мотивам "Калевалы" был снят совместный советско-финский фильм "Сампо".
Карельский композитор Гельмер Синисало написал балет "Сампо" по мотивам "Калевалы". Впервые балет был поставлен в Петрозаводске 27 марта 1959 года. Этот балет имел большой успех и множество раз исполнялся в СССР и за границей.
Первая живописная картина на сюжет «Калевалы» создана в 1851 году шведским художником Йоханом Блакстадиусом.
Первым произведением на сюжет "Калевалы" стала пьеса финского писателя Алексиса Киви "Куллерво" в 1860 году.
Ян Сибелиус внес значительный вклад в музыкальное воплощение "Калевалы".
Тексты "Калевалы" вдохновили своим сюжетом метал-группу Amorphis.

Слайд 19

По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло.
(Прялка)

По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло. (Прялка)

Слайд 20

В доме

Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)

  Чиу, чау целовальник, берестяной кабак.(берестяной

В доме Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь) Чиу, чау целовальник,
рукомойник)   Чиу, чау целовальник, медный кабак (медный рукомойник)

Слайд 21

Скручен, связан,  По избе пляшет. (веник)

Вот столы она помыла,
Пол дощатый подметает
Чистым веником ветвистым,
Многолистною метлою,
Сор

Скручен, связан, По избе пляшет. (веник) Вот столы она помыла, Пол дощатый
на медную лопатку
В кучу быстро собирает
И выносит сор наружу…

Слайд 22

В амбаре, сарае

Двумя ногами ступает, восемью везет. (Сани)  Шесть  ног, два следа. (Сани)

Лебедь летит,

В амбаре, сарае Двумя ногами ступает, восемью везет. (Сани) Шесть ног, два
крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)
 Кто несет — не устанет, а кого  несут, тот устанет (лодка с вёслами)

Слайд 23

 Из темноты  извлечен, в темноту помещен, на престол определен;  чем больше (ему) кланяешься, тем

Из темноты извлечен, в темноту помещен, на престол определен; чем больше (ему)
больше пищи дает. (жернов) Без десен, без мякины (высевок)  в углу амбара сидит. 

Слайд 24

Говорит слова такие:
"Мчись ты, кончик из березы..
Будь прямей, сосновый стержень,
И скользи, льняная

Говорит слова такие: "Мчись ты, кончик из березы.. Будь прямей, сосновый стержень,
нитка;
Коль рука нацелит низко,
Коль нацелит слишком кверху,
(лук со стрелами)

Слайд 25

Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

Слайд 26

Кланяется, кланяется - придет домой, растянется (топор).
Павлин с железным гребнем кричит  и визжит. (пила)

Мужик

Кланяется, кланяется - придет домой, растянется (топор). Павлин с железным гребнем кричит
в лес идет, зеркало за спиной. (топор)
Имя файла: В-мире-Калевалы.pptx
Количество просмотров: 61
Количество скачиваний: 0