Содержание
- 2. Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется…» Храм от слова «храмина», означает
- 3. Происхождение слова «Церковь» Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное
- 4. Возникновение храма В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная по повелению Божию, Моисеем за 1495
- 5. Архитектура православного храма Если смотреть на храм по вертикали, то сам он - символ земного начала,
- 6. Внутреннее устройство храмов Притвор - это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с
- 7. Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, Жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство
- 8. 3. На престоле также находится напрестольный крест. Крестом благословляются верующие, освящается вода во время праздника Богоявления
- 9. Типы православных храмов Ставропигиальный – храм, находящийся в непосредственном ведении патриарха или Священного Синода. Кафедральный –
- 10. Православные иконы Слово «икона» - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам
- 11. Служители храма Православное богослужение совершается особыми лицами, имеющими специальное посвящение – рукоположение и составляющими церковную иерархию
- 12. СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ Епитрахиль – (от греч. epitrachelion), одно из обрядовых облачений священника Русской православной церкви, надеваемое
- 13. Правила поведения в храме Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь – это особый мир
- 14. Как молиться в храме Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все от Бога
- 15. МОЛИТВА ГОСПОДНЯ Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
- 16. Крестное знамение и поклоны Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в Церкви христианской ведется с
- 17. Почему принято ставить свечи Свечи, которые покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, -
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2
Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы
Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы
Храм от слова «храмина», означает «здание», «дом».
Название «церковь» - греческое, переводится «дом Божий».
Слайд 3Происхождение слова «Церковь»
Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание,
Происхождение слова «Церковь»
Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание,
Кроме этих общих названий, каждый храм имеет свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, Свято-Екатерининский и т. п.
Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором».
В торжественные дни сюда собирается духовенство из различных церквей, и богослужение совершается соборно (сообща).
Свято-Екатерининский кафедральный Собор в Краснодаре
Слайд 4Возникновение храма
В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная по повелению
Возникновение храма
В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная по повелению
Жертвенники эти строились из земли и камня, под открытым небом, но преимущественно на тех местах, где Бог являлся человеку (в Вефиле), являл какое-либо особое благодеяние (близ Арарата), в местах, располагавших к молитве (в горах, рощах).
Со времен Соломона евреи служили Богу в храме. Скиния Моисея и храм Соломона послужили прообразом и наших храмов.
Храм Христа Спасителя в Москве
Слайд 5Архитектура православного храма
Если смотреть на храм по вертикали, то сам он
Архитектура православного храма
Если смотреть на храм по вертикали, то сам он
Вход в храм всегда с запада (удаление от тьмы, приближение к свету). Храмы всегда обращены алтарем к востоку (восток – образ светлого царства Иисуса Христа).
Храм Святого Духа в Краснодаре
Слайд 6Внутреннее устройство храмов
Притвор - это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место
Внутреннее устройство храмов
Притвор - это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место
Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом. Именно в средней части храма во время Богослужений все верующие.
Иконостас - перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.
Слайд 7Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, Жилище Самого Господа.
Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, Жилище Самого Господа.
Предметы алтаря:
Святой Престол – стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь Царь, Владыка Церкви.
Антиминс – шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страдания Спасителя.
Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Иисуса Христа, ибо в словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все.
Слайд 8
3. На престоле также находится напрестольный крест. Крестом благословляются верующие, освящается
3. На престоле также находится напрестольный крест. Крестом благословляются верующие, освящается
вода во время праздника Богоявления и на молебнах.
4. Дарохранительница предназначена для хранения Святых Даров – частиц Тела Христоова,
пропитанных. Его Кровью, под видом хлеба и вина.
5. На престоле помещается и дароносица – небольшой сосуд в виде часовенки с дверцей и крестом
наверху.
6. Жертвенником называется второй «стол» в северной части алтаря, на котором приготовляется
вещество для святой Евхаристии. На жертвеннике обязательно укрепляется крест с распятием и ставится
лампада.
Слайд 9Типы православных храмов
Ставропигиальный – храм, находящийся в непосредственном ведении патриарха или Священного
Типы православных храмов
Ставропигиальный – храм, находящийся в непосредственном ведении патриарха или Священного
Кафедральный – главный храм епархиального архиерея.
Приходской.
Кладбищенский.
Храм Рождества Христова в Краснодаре
Слайд 10Православные иконы
Слово «икона» - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное
Православные иконы
Слово «икона» - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное
Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон в православной Церкви.
Слайд 11Служители храма
Православное богослужение совершается особыми лицами, имеющими специальное посвящение – рукоположение
Служители храма
Православное богослужение совершается особыми лицами, имеющими специальное посвящение – рукоположение
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ
Ветхозаветные времена (примерно 1500 лет до Рождества Христова) по воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц – первосвященников, священников и левитов. Первым первосвященником был Аарон, брат Моисея; первыми священниками – сыновья Аарона. При принесении жертв им помогали левиты – потомки Левия, сына Иакова, колено которого, как давшее иудейскому народу Моисея, получило исключительное право на священнослужение.
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
Вступающие в монашество дают обет безбрачия. Существуют три степени монашества.
Слайд 12СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ
Епитрахиль – (от греч. epitrachelion), одно из обрядовых облачений священника
Епитрахиль – (от греч. epitrachelion), одно из обрядовых облачений священника
православной церкви, надеваемое на шею, в виде передника с крестами, сшитого из двух
широких лент, которые спускаются до земли.
Пояс – короткая и широкая лента, которой опоясывается подризник во время богослужения.
Набедренник – четырехугольный продолговатый плат на длинной ленте, украшенный
крестом и носимый священником на правом боку.
Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за угол на правом бедре. Ромбовидная
форма палицы – тоже символ Евангелия, но с большим внешним уподоблением острому
мечу.
Фелонь или риза – верхняя священническая одежда: широкая, круглая, без рукавов, с
отверстием для головы и большим вырезом спереди для свободного действия рук. На спине
в верхней части фелони так же, как и на стихаре, помещается знамение креста.
Священнический крест – восьмиконечный крест с рельефным изображением Распятого
Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части.
Слайд 13Правила поведения в храме
Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь
Правила поведения в храме
Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь
установлениями.
ОБ ОДЕЖДЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ХРАМ
Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.
Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ
Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие на милостыню.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие.
Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т. д.
Слайд 14Как молиться в храме
Молитва – это наша беседа с Богом. У
Как молиться в храме
Молитва – это наша беседа с Богом. У
В Святом Евангелии Самим Спасителем сказано: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого».
Придя на службу в храм, старайтесь не отвлекаться и следить за богослужением, чтобы со всеми молиться именно о том, о чем молится вся Церковь. Во время молитвы мы должны ум свой настроить так, чтобы ни о чем постороннем не думать и чтобы сосредоточить все внимание лишь на словах молитвы.
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависти от того, с каким чувством принимают их сердце и ум.
Слайд 15МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да
ПЕСНЬ БОГОРОДИЦЕ
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
СЛАВОСЛОВИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Слайд 16Крестное знамение и поклоны
Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в
Крестное знамение и поклоны
Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в
Осеняя себя крестным знамением с призыванием Имени Божьего, мы привлекаем на себя (или на того, кого осеняем, например, своего ребенка) Божественную благодать Святого Духа. По Уставу Святой Церкви мы крестимся таким образом. Полагаем знамение креста на лоб (чело) вместилище разума – в знак того, что мы любим Бога всем умом своим и что с любовью посвящаем Ему все свои мысли и просим освятить их. Полагаем крест на живот – оконечность груди – в знак того, что любим Господа всем сердцем и душой и что со всей искренностью и благоговением посвящаем Ему все свои чувства и желания и просим освятить наше сердце и чувства. Полагаем крест на плечах в знак того, что любим Господа всей крепостью и твердостью души и духа и что посвящаем Ему всю свою жизнь, не только душевную, но и телесную деятельность и просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела.
Неправильно одновременно и креститься, и кланяться. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша.
При поясном поклоне нужно наклониться так, чтобы рукой можно было бы достать до земли. При земном поклоне нужно встать на колени и коснуться головой земли.
Слайд 17Почему принято ставить свечи
Свечи, которые покупают в храме, чтобы поставить в
Почему принято ставить свечи
Свечи, которые покупают в храме, чтобы поставить в
Свеча – это как бы проводник нашей молитвы, усиливающий и направляющий эту молитву к Богу, Божией Матери или кому-либо из святых.