Слайд 2Ход исследования:
Вальс (от немецкого walzer, бальный танец) вобрал черты народного танца
лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс.
Opera от итальянского означает «сочинение».Опера- музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство.
Балет – театральное представление – танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
Слайд 3Гипотеза:
На основе интонаций бытовых танцевальных жанров, в частности вальсов, могут рождаться
развёрнутые музыкальные произведения, такие как балет, опера и симфония.
Слайд 4Цели:
Выяснить наличие вальсовых интонаций в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Найти вальсовые интонации в
опере С.С.Прокофьева «Война и мир»
Раскрыть тяготение к «серьёзной» музыке одного жанра – вальса.
Слайд 5Задачи:
Раскрыть более широко понятие жанра вальс.
Уметь различать вальсовые интонации
и ритм от других танцевальных интонаций и ритмов.
Слайд 6История возникновения вальса.
Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию
и Австрию.В середине ХУII СТОЛЕТИЯ во Франции бытовал народный танец вольт.
В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант.
В Австрии танцевали степенный танец лендлер.Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер.
Слайд 7 Новый танец вальс соединил в себе элементы вольт, фурманта, лендлера и
вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс считался символом юности, любви, жизни.
В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно- поэтическими.
Слайд 8
В удивительном вальсе кружились дома,
и старинные храмы несли купола,
и на
лучших страницах раскрылись тома,
и звонили беззвучные колокола.
Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов,
вальс к лицу лицо, без прикрас,
вальс военных дней, смерти и огней,
вальс судьбы моей, жизни вальс,
Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм,
вальс огней реклам, вальс дождей,
вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз,
вальс травы в покос, вальс людей.
А. Дольский
Слайд 9Вальсовая ритмика
Чайковский-реформатор русского балета, свершивший «полный переворот» в балете, переосмысливший его
отдельные жанры, в частности- вальса, который в музыке Чайковского» перестает быть вальсом жанра», а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа».
Слайд 10Анализ вальса из оперы « Война и мир» С.С.Прокофьева.
Если ария Кутузова-
важнейшая точка темы войны в опере С.С.Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из главных героев романа- Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце , в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье.
Слайд 11Вывод:
Проанализировав и проследив историю возникновения вальса, его распространение в музыкальном мире,
мы подтверждаем гипотезу, что вальс существует не только как отдельное произведение, но и является частью таких крупных произведений как оперы, балета, симфонии и других.