Василий Андреевич Тропинин

Содержание

Слайд 2

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной
характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

В. А. Тропинин. «Автопортрет». Около 1824.

Слайд 3

ТРОПИНИН Василий Андреевич [19 (30) марта 1776, с. Карповка Новгородской губернии —

ТРОПИНИН Василий Андреевич [19 (30) марта 1776, с. Карповка Новгородской губернии —
4 (16) мая 1857, Москва], русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России. Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

«Портрет А. В. Тропинина» (сына художника). Около 1818 года. Третьяковская галерея.

Слайд 4

Раннее творчество

Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов

Раннее творчество Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты
Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Слайд 5

Портрет и жанр

Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром,

Портрет и жанр Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым
создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

Слайд 6

В. А. Тропинин. «Портрет Булахова». 1823. Третьяковская галерея.

В. А. Тропинин. «Портрет неизвестного

В. А. Тропинин. «Портрет Булахова». 1823. Третьяковская галерея. В. А. Тропинин. «Портрет
из семьи Голицыных». Этюд, 1820-е годы.

Слайд 7

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев —

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев —
пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» — даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг..

В. А. Тропинин. «Кружевница». 1823 год. Третьяковская галерея.

Слайд 8

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски,

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски,
выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

В. А. Тропинин. «Портрет неизвестного в халате с трубкой». Эта картина необычна по своей стилистике, она выделяется среди бытовых портретов, написанных художником в 1840-1850-е годы. Резкий боковой свет выявляет выразительные черты лица портретируемого и придает образу некую романтичность, свойственную более ранним работам Тропинина.

Слайд 9

В. А. Тропинин. «Портрет купчихи Е. И. Карзинкиной в русском костюме». 1840-е

В. А. Тропинин. «Портрет купчихи Е. И. Карзинкиной в русском костюме». 1840-е
годы.

В.А. Тропинин. Ямщик, опирающийся на кнутовище. 1820-е годы.

Архитектор К. А. Тон. Портрет работы В. А. Тропинина.

Имя файла: Василий-Андреевич-Тропинин.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0