Содержание
- 2. Лекция 1. Вводная. Происхождение и дифференцирование терминов «фольклор», «словесность», «устное народное поэтическое творчество»; Отличительные признаки фольклора
- 3. Фольклор Фольклор – устное народное словесное творчество Художественность* как признак, по которому отличают фольклорное произведение от
- 4. Ключевые слова Народная поэзия Фольклор Словесность – в широком смысле искусство слова (Литература = словесность) Обычай
- 5. Фольклор и наука
- 6. Признаки фольклора Коллективность Бесписьменность (устность) Вариативность Отсутствие автора Синкретизм Традиционность Прикладной характер
- 7. Признак Синкретизм — состояние слитности, нерасчлененности: художественное творчество неотделено от другой человеческой деятельности и включено в
- 8. Антропоморфизм, анимизм тотемизм, магизм Медведь – это прозвище зверя, означающее «медоед»; в слове «берлога» сохранился и
- 9. Определения Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел,
- 10. Задания: Вопросы: Происхождение и дифференцирование терминов «фольклор», «словесность», «устное народное поэтическое творчество». Отличительные признаки фольклора (отношение
- 11. СРСП 1. Прочесть рассказ И.С. Тургенева «Певцы» и очерк М.Горького «Вопленица – написать отзыв.
- 12. 2 лекция Фольклористика как наука. Собирание фольклора. Направления и школы. Мифологическая школа. Мифы древних славян: основные
- 13. Предпосылки изучения фольклора В 1846 году английский учёный Вильям Дж. Томсон в учёной статье употребил это
- 14. Фольклористика как наука Первые записи русского фольклора были осуществлены в XVII-XVIII веке, но только в XIX
- 15. История фольклористики 30-40-е годы 19 века Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги.
- 16. Первые фольклористы В те же 30–40-е годы протекала собирательская деятельность В.И. Даля. Он записывал произведения разных
- 17. фольклористика Этапы: Исторический подход Мифологический подход В XX веке окончательно отделилась от этнологии, языкознания, литературоведения
- 18. Фольклористы России
- 19. Фольклористы А.Н. Афанасьев автор сборника "Народные русские сказки", в который большой собирательский вклад также внес Даль,
- 20. Фольклористы В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: в Олонецком крае
- 21. Одно из основных направлений- мифологическая школа фольклора Мифологическая школа, направление в фольклористике и литературоведении 19 в.,
- 22. Предпосылки возникновения науки о фольклоре (о народном творчестве) в Европе Конец XVIII и начало XIX в.
- 23. Владимир Пропп Владимир Пропп — известный советский ученый-фольклорист. В 1928 году Владимир Пропп закончил свою монографию,
- 24. Мифологическая школа в России В России принципы «этимологического» изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев («Исторические
- 25. Язычество Вера древних народов, населявших огромные территории в восточной Европе – славян, – была языческой. Значение
- 26. Составные элементы фольклора Миф/ Цикл/ Ритм Миф как попытка ответить на вопросы Почему? и Зачем? –
- 27. Миф vs Фольклор Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте
- 28. Мифы Греческие/Римские (Античность) Славянские Высшая мифология: Перун, Велес, Мокша, Лада, Стрибог Низшая: домовые, лешие, овинные и
- 29. Памятник ДРЛ Повесть временных лет: Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать
- 30. Мифы славян Высшая мифология Перун – верховный бог громовержец; Даждьбог – покровитель богатства и плодородия; Велес
- 31. Славянская мифология Низшая: домовые – покровитель дома, двора и скотины (хозяин, овинный, дворовой, клетник и пр.)
- 32. Мифические существа Волкодлак – Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в
- 33. Вопросы: Вопросы: Что такое фольклористика? С какими дисциплинами она связана? Как собирают фольклор и для чего?
- 34. 3 лекция Жанры фольклора. Общая классификация жанров.
- 35. СРСП Создать проект глоссария (15-20 терминов с примерами) «Жанры фольклора обрядовые и календарные», где предложить классическое
- 36. Роды и жанры в литературе Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать
- 37. Система жанров фольклора Жанр - группа литературных произведений, объединенных общими формальными и содержательными признаками. Чаще всего
- 38. Н.Кравцов и С.Лазутин о специфике фольклорного жанра Общность идейно-художественных принципов. Несмотря на то что каждый отдельный
- 39. Классификация по Н.Кравцову и С.Лазутину I. Обрядовая поэзия: 1) календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы);
- 40. Книги
- 41. Малые и большие фольклорные формы (жанры) Сказки Предания Легенды Сказания Былины Песни Прибаутки Небылицы Заклички Пестушки
- 42. Жизнь жанра Возникновение Забвение/трансформация Развитие/ бытование Вопрос о самых первых фольклорных жанрах дискуссионный Д.Е.– трудовая песня.
- 43. Вопросы: Определение понятия жанр. Его история. Отличие жанров в литературе от жанров фольклорных. Традиционность, утилитарность, синкретизм
- 44. Система жанров русского фольклора
- 45. Хороводные и игровые формы
- 46. Обрядовый фольклор Обряд — это строго определенные обычаями те или иные действия. Он актуален и значим.
- 47. Календарь Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого
- 48. Святки Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с
- 49. Колядки, овсени, виноградье "Свое название они получили по имени мифологического персонажа Коляды. Это не только загадочное,
- 50. Пример и принцип У хозяина в дому Велись бы ребятки, Велись бы телятки, Велись бы ягнятки,
- 51. Русские народные гадания. Рождественские святки. – Куда выйдет замуж? "Выходят к забору и говорят: “Залай, залай,
- 52. Подблюдные песни Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе, устилали стол белой скатертью, ставили на него блюдо
- 53. Пример Золотая парча Развевается. Кто-то в дорогу Собирается. Диво! Кому мы спели, Тому добро. Кому вынется,
- 54. Весна. Масленичные песни Масленица — самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю (с понедельника
- 55. Масленица Масленичные обряды во многом сходны с новогодними. Они содержат игры, песни, ряжение. Как отмечал в
- 56. Из книги «Русская народная поэзия» Масленица праздновалась на последней неделе перед так называемым великим постом. Церковь
- 57. Текст О, мы Масленицу встречали, Встречали, люли, встречали, Мы сыр с масельцем починали, Починали, люли, починали.
- 58. Другие песни Веснянки. Специфика содержания веснянок — призыв (заклинание) весны и ее восхваление — обусловила собой
- 59. Приход весны в народном сознании нередко связывался с прилетом птиц. Поэтому в песнях-веснянках обращались к птицам,
- 60. Семицкие песни Ио, йо, березынька, Йо, йо, кудрявая! Семик честной да Троица - Только, только У
- 61. Пасха, Троица, праздник Ивана Купалы Главным православным праздником является Пасха. Дню Пасхи предшествовала страстная неделя с
- 62. Праздник Ивана Купалы Праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на
- 63. Покров день Обрядов, сопровождающих уборку урожая, значительно меньше. Все силы крестьян были сосредоточены на уборке урожая,
- 64. 4 лекция Бытовой и обрядовый фольклор,.
- 65. Из книги «Жили-были». Русская обрядовая традиция (Сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С.Лаврентьева) «Без песен – пот тесен» -
- 66. Семейно-бытовая обрядовая традиция Рождение ребенка Так, например, купая новорожденного в бане, бабка-повитуха заговаривала: Ручки, растите, толстейте,
- 67. Кристины Крещение совершалось в церкви или дома в день рождения ребенка, на третий день или на
- 68. Играть свадьбу. Почему играть? Свадьба как многоактное драматическое действие. В патриархальной деревне считалась, что муж имеет
- 69. Свадебные обряды Свадебные обряды — самые значительные во всей народной обрядности и по их разработанности, и
- 70. Приданное готовили с 13 лет Домострой о приданном Рукописный свод житейских законов появился еще в конце
- 71. Свадебные мероприятия 19 века: Сватовство; Богомолье /Рукобитье; Сговор; Баня ; Девишник ; Мальчишник ; Утро перед
- 72. Сватовство: диалоги В Тверской области Сваты: мы приехали не лапти плесть, а родню завесть Отец девушки:
- 73. Тезисно Дружка - персонаж Поведение сватов регламентировано Сговор/Рукобитье - акт закрепляющий согласие Читать: в библиотеке Русская
- 74. Свадебные песни Величальные песни прославляют участников свадьбы: жениха, невесту, родителей, гостей и дружку. Они включают изображение
- 75. Русская свадьба Из книги «Гой еси вы добры молодцы» русское народное поэтическое творчество. М., 1979 г.
- 76. Свадебные песни Особенно много песен исполнялось во время «красного стола» — свадебного пира. В отличие от
- 77. Причитания,причет, плач Не затеплывай, мой кормилец, батюшка Восковую свечу ярую, Не становиь-ка, мой кормилец батюшка, Со
- 78. Похоронные и рекрутские причитания Прямой противоположностью свадебной обрядности и сопровождающей ее поэзии по своей эмоциональной тональности
- 79. Причитание вдовы Укатилось красное солнышко За горы оно да за высокие За лЕсушка оно да задремучие
- 80. Причитания Причитания (причеть, плач, голошение) — речитативно с плачем исполняемые песенные импровизации. Свадебные причитания — преимущественный
- 81. Об обряде Рекрутские обряды, как считают современные ученые, возникли в первой половине XVIII века, после введения
- 82. Плакальщицы/ вопленицы XIX век подарил нам немало талантливых исполнительниц причитаний. Одной из самых известных плакальщиц того
- 83. Заговоры К обрядовой поэзии относятся и заговоры. Крестьяне верили в их магическую силу, власть над судьбами
- 84. Заговоры: пример На море на окиане, на острове на Буяне стоит столб; на том столбе стоит
- 85. Вопросы: Вопросы: Бытовой и обрядовый фольклор: Определение, жанры, примеры Календарный фольклор: жанры, примеры, праздники + свой
- 86. 5 лекция Необрядовый фольклор. Материнский фольклор. Детский фольклор.
- 87. Необрядовый фольклор II. Необрядовая поэзия: 1) эпические прозаические жанры: а) сказка, б) предание, в) легенда (и
- 88. В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность,
- 89. Малые формы фольклора К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий
- 90. Паремии Паремия (и) – общеродовое понятие малых жанров фольклора (пословицы, поговорки, приметы, притчи, побасенки). Пословица –
- 91. Особенности Отношения: Пословица vs поговорка В ступе воду толочь - вода и будет C ним говорить,
- 92. Самое древнее упоминание о пословицах В год 6370 (862): "Земля наша велика и обильна, а порядка
- 93. Пословицы Всякая птица свое гнездо любит Где кто родится, там и пригодится Мир да лад –
- 94. Пословицы и литература Важный источник пополнения пословичного репертуара народа — произведения художественной литературы. Многие изречения писателей
- 95. Из комедии А. С. Грибоедова: "Горе от ума": Счастливые часов не наблюдают; И дым отечества нам
- 96. Из произведений А. С. Пушкина: В Европу прорубить окно; Привычка свыше, нам дана; Еще одно, последнее
- 97. Приметы Приметы: календарные (погодные) и бытовые Март сухой да мокрый май – будет каша да каравай;
- 98. Предания Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.
- 99. Бывальщина / предания = устные рассказы о прошлом Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного
- 100. Былички vs сказки Проблема соотношения былички и сказки была поставлена еще в 1930-е гг. В.Я.Проппом. В
- 101. Исторические песни/предания /легенды/баллады Самый дискуссионный жанр В науке о народном поэтическом творчестве до сих пор нет
- 102. Пример исторической песни Фрагмент песни о Пугачеве Судил тут граф Панин вора Пугачева: Скажи, скажи, Пугаченько,
- 103. Сказка – сладка, песня - быль Сказка — фольклорный и позже литературный жанр. Самый популярный жанр
- 104. Мелетинский о сказке Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения. Многочисленные тотемические мифы и особенно мифологические
- 105. Сказка фольклорная vs литературная Литературная сказка, появившаяся в нашей стране двумя столетиями позже, не вытеснила, а
- 106. Классификация сказок Кумулятивные сказки По В.Я. Проппу Докучные сказки Признаки: хронотоп, особый язык, многократность, ориентация на
- 107. СПИСОК РЕПКА ЯИЧКО ТЕРЕМОК КОЛОБОК ВОЛК И КОЗА ПЕТУШОК-ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК (Лиса и Волк)
- 108. Сказки о животных: особенность В сказках о животных отразились древние представления человека о природе: анимизм, антропоморфизм
- 109. Сказки о животных Лиса-повитуха Колобок
- 110. Бытовые сказки Социально-бытовые сказки: два типа конфликта: социальный; бытовой. Появились гораздо позже, чем сказки о животных.
- 111. Каша из топора
- 112. Волшебные сказки Всегда есть зачин и концовка; Повторяемость действий; Использование магических чисел: 3, 7, 13; Образы
- 113. Герои волшебных сказок олицетворяют разные миры (Подводное Царство, Лес, горы), имеют чётко распознаваемую нравственную характеристику (добрый-злой),
- 114. В. Васнецов «Аленушка»
- 115. «Морфология волшебной сказки» — работа В. Я. Проппа, опубликованная в 1928 году, в которой автор раскрывает
- 116. Детский фольклор Детям для детей = детский Жанры: Загадки; Прибаутки и перевертыши; Заклички и поговорки; Игровые
- 117. Материнский фольклор: колыбельные песни, Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель
- 118. Источники: Потешки: Идет коза рогатая за малыми ребятами. А кто молоко не пьет, того забодет, забодет!
- 119. Сказки А. С. Пушкин писал: "Сказка – ложь! Да в ней намек! Добрым молодцам урок" (добрым
- 120. К сказкам примыкают: - колыбельные песни; – пестушки (песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения
- 121. Пестушки, потешки, поскакушки Они побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как
- 122. Небылицы Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка —
- 123. Перевертыши /небылицы Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки залаяли ворота, "Тру", - сказала лошадь И
- 124. Собственно детский фольклор - загадки Загадки – загадывать – «гадать» с др.русского – размышлять, думать Без
- 125. Считалочки Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит
- 126. Заклички Солнышко-солнышко выгляни в окошечко Там твои детски кушают котлетки *** Дождик, дождик поливай – будет
- 127. Приговорки Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали
- 128. Поддёвки и скороговорки -Что? -Чирей на плечо! *** -Хто? -Дедушка Пыхто, да бабушка Нихто *** Сенька,
- 129. Дразнилки и страшные истории — Таня, Саня, Лизаветпа Ехали на лодке. Таня, Саня утонули. Кто остался
- 130. Частушки Посмотреть: https://kulturologia.ru/blogs/200315/23757/
- 131. История жанра К концу XIX в. самым распространенным жанром русского фольклора становится частушка, которая отличается ярким
- 132. Задание Прочесть: В.Пропп «Морфология волшебной сказки», В.П. Аникин с. 448 – 494, все сказки из текстового
- 133. Былины Картина Виктора Васнецова (1881—1898) Тексты: Волхв Всеславьевич Илья Муромец и Святогор Илья Муромец и Соловей
- 134. Былина vs Историческая песня Передача жизненных фактов Не точная Обладает бОльшей долей вымысла Былина воспроизводит исторический
- 135. Илья Муромец и Соловей разбойник Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них:
- 136. Тезисно Термин «живой эпос» и «мертвый эпос». Живой – наличие слушателей, которые понимают и принимают смысл
- 137. Периоды или классификация былин Мифологический (неизвестно до IX века ) Киевский ( с IX века до
- 138. Богатыри Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский
- 139. Время сложения былин сохраняется идущий от исследователей XIX — начала XX в. взгляд согласно которому былины
- 140. Композиция Былины — песни среднего объема, но большего, нежели исторические песни и баллады; они отличаются довольно
- 141. Древние былины о Волхе и о Дунае
- 142. По саду, саду по зеленому Ходила‑гуляла молода княжна Марфа Всеславьевна, Она с камени скочила на лютого
- 143. Сказочно-мифологические былины о Святогоре И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца из кармана: и стал выспрашивать, кто он
- 144. Фрагмент из былины «Святогор и Илья Муромец» Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб; да
- 145. Илья Муромец-то ненастоящий? Илья Муромец, он же Илия Печерский - инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской православной
- 146. Добрыня Никитич Былины о Д.Н. обычно предшествуют былинам об Илье Муромце. Впервые эпичность образа Добрыни появилась
- 147. Дунай (Добрыня) и Настасья Завёлся однажды пир у князя Владимира. Все на том пиру напивались-наедались, стали
- 148. Фрагмент Дунаю то за беду стало, ставил он Настасье яблочко на темечко, брал тугой лук, натягивал
- 149. Добрыня Никитич Добрыня Никитич – второй по значению богатырь былин киевского цикла. Он пришел на смену
- 150. Исследователь былин Борис Александрович Рыбаков
- 151. Пример Зачин Из того ли города из Муромля, Из того ль села да Карочирова Выезжал дуродний
- 152. Новгородский цикл Вольга и Микула Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное,
- 153. Финал Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст.
- 154. Садко События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство
- 155. Владимир Буслаев Столь же замечательным образцом новгородского былевого эпоса являются две былины о Василии Буслаеве —
- 156. Задание: Чтение былин «Текстовой минимум» Чтение В.П. Аникин с.301 – 367 Н.И. Кравцов/С.Г. Лазутин с.137-171 Текстовой
- 157. Литература 11-18 веков блок 1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Кафедра русской филологии ст. преподаватель
- 158. Лекция 1. Вводная Историческая обстановка Предпосылки возникновения ДРЛ Признаки ДРЛ Первые памятники/книги Летописи и летописцы Жанры
- 159. Д.С. Лихачев Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси,
- 160. Учебники
- 161. Из истории России
- 162. Древнерусская литература: общая информация Древнерусская литература (средневековая литература)– литература Руси с XI по XVII века. Возникновение
- 163. Жанр. Древнерусская литература = древнегреческая + византийская Жанр – род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся
- 164. Характерные особенности Не существовало литературы для развлечения – прикладной характер Религиозность; Анонимность; Каноничность (для жанров); Историзм;
- 165. Крещение Руси Основными хранителями и переписчиками книг были монахи, менее всех заинтересованные в хранении и переписке
- 166. Суетность и литература Велика бо бываеть полза от ученья книжного; книгами бо кажеши и учиши есмы
- 167. Три этапа ДРЛ Литература Киевской Руси (11-12 вв.) Литература периода феодальной раздробленности (13-14 вв.) Литература Московского
- 168. Древнерусская литература Появление христианства 988 г. Возникновение письменности 862 г. Развитие государственности – Владимир красное солнышко
- 169. Лев Николаевич Гумилев Лев Гумилев оставил яркий след в российской культуре и науке. Философ, историк, географ,
- 170. Выбор веры Из книги Л.Гумилева «От Руси до России» «…К религиям (теистическим системам мировоззрения), оказывавшим существенное
- 171. О письменности Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке (в Восточных церквях), и на Западе.
- 172. Духовное + светское=утилитарное Первое произведение, написанное кириллицей, появилось гораздо позже. Прежде всего, Евангелие. Есть давно вошедшие
- 173. Признаки ДРЛ Не существовало литературы для развлечения – прикладной характер Религиозность; Анонимность; Каноничность (для жанров); Историзм;
- 174. Почему именно богослужебные книги Факт, что среди более чем 130 рукописных книг XI-XII вв., хранящихся сейчас
- 175. Переводная литература В целом Русь стала читать чужое раньше, чем писать свое. Но не следует видеть
- 176. Задания: Прочесть (обязательно): «Слово о Законе и благодати» Илариона Древнерусская литература. Под редакцией Д. С. Лихачева
- 177. 2 лекция Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет». Особенности сюжета и композиции. Вопросы авторства. Язык повести.
- 178. Слово о законе и благодати «Слово о законе и благодати» (полное название: «О Законе, через Моисея
- 179. О тексте Иларион (ум. после 1051 г.) – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г.,
- 180. Исторический комментарий Хотя потребность в книгах у молодого христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения
- 181. Исторический комментарий Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» под 1037 г. сообщает, что князь Ярослав Мудрый
- 182. Летопись ЛЕ́ТОПИСИ, историч. сочинения 10–18 вв., в которых повествование велось по годам (по «летам»; отсюда назв.)
- 183. Повесть временных лет Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым
- 184. Заголовок ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛЕТ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕДОСЬЕВА МАНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО,[1] ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ И ХТО В
- 185. Интересные факты Условная повесть – начало многих летописей 6360 годов (852 год) первая дата Михаил III
- 186. Жанр летописи Жанр «Повести временных лет» Современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или
- 187. Алексей Шахматов В 1910 годы Отделение русского языка и словесности стало центром филологии в России. По
- 188. Шахматов о ПВЛ Особенно большой вклад исследователь внёс в разработку текстологии древнерусского летописания, в частности, «Повести
- 189. Летописцы ПВЛ Вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря
- 190. Текст: начало Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм,
- 191. Текст: начало В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва,
- 192. Сюжет Апостол Андрей Кий-Щек-Хорив и сестра Лыбедь Рюрик Олег (Вещий) язычник Игорь сын Рюрика и муж
- 193. Вопросы: Вопросы: Летопись как жанр; Повесть временных лет: историческая справка; История открытия ПВЛ; Литературный скептицизм (к
- 194. На вторник: История летописания; Летопись как жанр; Отличие русской летописи от византийских хроник; Летопись и летописцы;
- 195. СРСП Создать таблицу героев произведения ПВЛ, где обозначить события и персонажи. Прочесть главы «Славяне и их
- 196. 3 лекция Слово о полку Игореве как уникальный памятник древнерусской литературы. Особенности сюжета и композиции. Вопросы
- 197. «Слово о полку Игореве» Ни в одной литературе мира нет памятника, который бы имел значения для
- 198. Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187) Князь Мусин-Пушкин, дальний родственник А. С. Пушкина, известный как
- 199. Состав сборника архимандрита Иоиля В состав сборника входили произведения светского характера: «Хронограф»; «Временник, еже нарицается летописание
- 200. Работа над памятником Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А. Ф. Малиновского, Н. Н. Бантыш-Каменского
- 201. Жанр Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному:
- 202. О названии «Слово о полку Игореве» начинается с того, что название его на самом деле в
- 204. Переводы Оригинал СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА[1] Не лепо ли ны бяшетъ,
- 205. Переводы Оригинал СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА[1] Не лепо ли ны бяшетъ,
- 206. Переводы Оригинал СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА[1] Не лепо ли ны бяшетъ,
- 207. Переводы Оригинал СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА[1] Не лепо ли ны бяшетъ,
- 208. Действующие лица Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение,
- 209. Слово об Олжасе Аз тэ обичам Пьянее чёрного вина чужого взгляда, мне для гармонии – она,
- 210. Работа над словом и темные места Кроме того, издатели порою не смогли правильно прочесть и воспроизвести
- 211. Персонажи Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь
- 212. Сюжет Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда
- 213. Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили
- 214. На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего
- 215. Задание: Вопросы: Сюжет и композиция «Слова…»; Его историческая основа; Летописные повести о походе Игоря. Идейное содержание,
- 216. Этапы биографии После школы (выпуск 1954 года) решил заняться геологоразведкой. Поступает в Казахский государственный университет. Получает
- 217. 3 лекция Воинская повесть как жанр древнерусской литературы: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели
- 218. Воинская повесть Воинская повесть, жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу В. п. составляет изображение
- 219. Примеры: Повесть о разорении Рязани Батыем В 1237 г. Рязань была захвачена и разорена ханом Батыем.
- 221. Задонщина 8 сентября 1380 г. объединенное русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича разбило на
- 222. Задонщина Поэтический рассказ о событиях Куликовской битвы, в отличие от документального "Сказания", дан в другом памятнике
- 223. Задонщина: особенности Цикл: «Сказание о Мамаевом побоище» Песнь очевидца-дружиника; Песнь воина; Главные герои не только князья
- 224. Задонщина Для создания этого произведения Софоний использовал следующие источники: летописную повесть, устные народные предания о Куликовской
- 225. Связь Задонщины и СПИ Тексты «Слова» и «Задонщины» можно условно разделить на параллельные (то есть имеющие
- 226. Житие как жанр Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие
- 227. Житийный канон Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто
- 228. Борис и Глеб: сказание и житие Сказание Созданное в конце XI или начале XII в., —
- 229. Житие «ЖИТИЕ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО» Епифаний (ум. 1420) — видный писатель и один из образованнейших люден своего
- 230. Задание: Читать по Хрестоматии: «ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»С. 54-68. «ЖИТИЕ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО» с.80 (сравнить с
- 232. Слово об Олжасе Аз тэ обичам Пьянее чёрного вина чужого взгляда, мне для гармонии – она,
- 233. Этапы биографии После школы (выпуск 1954 года) решил заняться геологоразведкой. Поступает в Казахский государственный университет. Получает
- 234. Интервью Давайте, Олжас Омарович, начнем нашу беседу с той истории вокруг "Аз и Я", ведь многие
- 235. Даже странно подумать: если бы вы не были двуязычным, то и "Аз и Я" бы не
- 236. Задания: Прочесть: Знать биографию. История создания «АЗ и Я»; Дискуссия и полемика. Интервью; https://rg.ru/2020/09/08/sulejmenov-kogda-vse-narody-budut-vzaimozavisimy-to-ischeznut-prichiny-vojn.html Прочесть стихотворение
- 237. Хождение (хожение), Сатирические повести XVII века «Повесть о Горе-Злочастии» Литература централизованного русского государства (конец XV—XVI вв.)
- 238. Об образовании Учили сначала азбуку, потом—Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы
- 239. Что такое Slavia Orthodoxa Hapoды Slavia Orthodoxa (южныe cлaвянe – бoлгapы, cepбы, чepнoгopцы – и вocтoчныe
- 240. Хождение ХОЖДЕНИЯ — жанр древнерусской литературы. X. назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию,
- 241. Сюжет Рассказ о путешествии, озаглавленный «Хожение за три моря» и вошедший в летописные сборники, сохранился в
- 242. Литературы XVII в Характерной чертой литературы XVII (Литературы Смутного времени) в. явилось ее разделение на литературу
- 243. «Повесть о Горе и Злочастии» С тех пор как в 1856 г. А. Н. Пыпин открыл
- 244. Повесть о Петре и Февроньи Муромских «Повесть о Петре и Февронии» была создана в середине XVI
- 245. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В XVI в. чтили полноту, исчерпанность, грандиозность. Новгородский арихиепископ Макарий решает создать «Великие минеи-четьи»,
- 246. ЕРМОЛАЙ ЕРАЗМ ЕРМОЛА́Й-ЕРА́ЗМ (Ермолай Прегрешный), др.-рус. книжник 16 в. В 1540-х гг. жил в Пскове. Осенью
- 247. Сюжет Долгое время эту повесть считали написанной в XV в.: несомненное присутствие в ней фольклорных мотивов,
- 248. К истории вопроса Если для средневековой литературы характерны относительная целостность художественной системы, относительное единство художественных вкусов,
- 249. Биография Аввакум родился в 1621 г. в семье священника и в возрасте 23 лет сам стал
- 250. Биография В 1650-х гг. патриарх Никон начинает проводить свою реформу церковных обрядов и требовать исправления богослужебных
- 252. Неистовый протопоп В Пустозерске, в заключении, Аввакум между 1669 и 1675гг. пишет свое «Житие». Написать «Житие»
- 253. Барокко в русской литературе XVII в. В литературе XVII в., в отличие от литературы средневековой, уже
- 254. Симеон Полоцкий Создателем регулярной силлабической поэзии стал в Москве белорус Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629-1680), который двадцати
- 256. Скачать презентацию