Воронежская область

Содержание

Слайд 2

Крупные лесные массивы

Наша область расположена в лесостепной и степной зонах. Около

Крупные лесные массивы Наша область расположена в лесостепной и степной зонах. Около
10% площади покрывают леса.

Крупные массивы – Шипов лес по реке Осередь, Теллермановский лес по реке Ворона, Усманский бор по реке Усмань, Хреновской бор по реке Битюг и другие –объявлены заповедными.

Слайд 3

По территории области протекает знаменитая река Дон, которая упоминается в летописях.

По территории области протекает знаменитая река Дон, которая упоминается в летописях. Охраняются
Охраняются также нераспаханные участки степей: Богучарская степь, Каменная степь.

Слайд 4

Традиционные промыслы Воронежской области

Резьба по дереву
Вязание платков
Плетение из лозы
Художественная керамика

Традиционные промыслы Воронежской области Резьба по дереву Вязание платков Плетение из лозы Художественная керамика

Слайд 5

Народный костюм
Узорное ткачество
Кружево

Традиционные промыслы Воронежской области

Народный костюм Узорное ткачество Кружево Традиционные промыслы Воронежской области

Слайд 6

Традиционные промыслы Воронежской области

Изделия из камня
Металлообработка
Народные игрушки

Традиционные промыслы Воронежской области Изделия из камня Металлообработка Народные игрушки

Слайд 7

Условные обозначения

Елань-Коленово

Условные обозначения Елань-Коленово

Слайд 8

Художественная керамика.

Художественная керамика.

Слайд 9

Художественная керамика

Семилуки

Художественная керамика Семилуки

Слайд 10

Сменялись поколения мастеров, но живой многовековой опыт передавался, как непрерывная эстафета,

Сменялись поколения мастеров, но живой многовековой опыт передавался, как непрерывная эстафета, как
как источник дальнейшего творческого развития этого искусства. В 16 веке в Воронеже существовала целая гончарная слобода.
Из глины с давних пор делали не только посуду; широкое применение она нашла в строительстве и украшении жилищ, храмов и других зданий.
На Руси славился так называемый поливной изразец – керамическая плитка, покрытая «поливой», секрет которой полностью не раскрыт до сих пор.

Слайд 11

Чаще всего при археологических раскопках люди находят керамические изделия, обычно это

Чаще всего при археологических раскопках люди находят керамические изделия, обычно это посуда.
посуда. Особенности развития этого искусства в Воронежском крае во многом обусловлены историей освоения территории.
В Карачуне жил и работал народный мастер Василий Иванович Лямзин (1927-1999). Его работы - незатейливые свистульки в виде собачек, барашков, оленей, коников, кукольной посуды.

Слайд 12

Художественная металлообработка.

Художественная металлообработка.

Слайд 13

Художественная металлообработка

Художественная металлообработка

Слайд 14

Для Воронежской области своеобразными музеями-заповедниками, сохранившими многие элементы декоративной отделки зданий

Для Воронежской области своеобразными музеями-заповедниками, сохранившими многие элементы декоративной отделки зданий конца
конца 19 – начала 20 века, являются города Борисоглебск и Новохопёрск.

Слайд 15

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно
было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией огня.

Слайд 16

Большой вклад в развитие кузнечного дела внесли мастера производственного обучения Иван

Большой вклад в развитие кузнечного дела внесли мастера производственного обучения Иван Фёдорович
Фёдорович Кузовлев и Иван Михайлович Саликов. Умелые руки мастеров способны отлить колокол весом от 7 кг до 32 тонн, с надписями, тонкой художественной отделкой и гарантией – на сто лет.

Были свои мастера и по литью колоколов. В конце 19 века в Воронеже колокола отливались на местных литейных заводах. Основал литейное производство молодой воронежский инженер Валерий Анисимов, потомственный хопёрский казак.. За первые 2 года работы завода 200 храмов епархии обрели воронежские колокола

Слайд 17

Художественные изделия из камня

Художественные изделия из камня

Слайд 18

Художественные изделия из камня

Художественные изделия из камня

Слайд 19

Камень широко применялся в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси 10-12 веков для возведения

Камень широко применялся в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси 10-12 веков для возведения
и украшения архитектурных сооружений. Резьбой по камню украшены многие старинные архитектурные памятники 17 века в Москве, например, Грановитая палата и Теремной дворец в Кремле.

Слайд 20

Для художественной обработки применяется камень различных пород: гранит, диорит, туф, песчаник, известняк,

Для художественной обработки применяется камень различных пород: гранит, диорит, туф, песчаник, известняк,
алебастр, ангидрит и мрамор.
На территории России расположены многочисленные месторождения различных видов камнесамоцветного сырья.
Далеко разнеслась слава о знаменитом Павловском розовом граните, перешагнула она границы Воронежской области и даже страны.
Мастерами, прославившими гранитное дело, являются Тарачков (город Павловск), Фомичев (город Борисоглебск).

Слайд 21

Художественная обработка дерева

Художественная обработка дерева

Слайд 22

Художественная обработка дерева

Художественная обработка дерева

Слайд 23

Художественная обработка дерева – наиболее древний вид декоративного искусства. Отечественные археологи обнаружили

Художественная обработка дерева – наиболее древний вид декоративного искусства. Отечественные археологи обнаружили
на Алтае деревянные скульптуры, изображения зверей и птиц, относящихся к 5 веку.
Деревянные птицы стали главным делом жизни Людмилы Пащенко – художника-декоратора, живущего и работающего в Воронеже.

И в наше время резьба по дереву находит своих талантливых последователей: Пасенко В.В. из города Анны, В.В. Коротунов из села Нижний Карачан Грибановского района, С.А. Новосёлков, братья Долгиревы, Павел Репин, Павел Шляпкин, В.Н. Мамонов из Борисоглебска.

Слайд 24

Плотники-древоделы из толстых бревен, иногда достигавших диаметра 50 сантиметров, возводили храмы,

Плотники-древоделы из толстых бревен, иногда достигавших диаметра 50 сантиметров, возводили храмы, терема,
терема, строили дома и другие хозяйственные помещения.
Дворцы, терема и храмы щедро украшали объемной, рельефной и ажурной резьбой. За красоту и богатство резного убора дворец в Коломенском современники называли одним из чудес света. До наших дней сохранилась деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1859 году в селе Тюковка Борисоглебского района.

Слайд 25

Воронежские шали и платки

Воронежские шали и платки

Слайд 26

Воронежские шали и платки

Воронежские шали и платки

Слайд 27

На Воронежской земле платок появился примерно в 16-17 веках.
Около полутора веков назад

На Воронежской земле платок появился примерно в 16-17 веках. Около полутора веков
шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства и в самой России, и за рубежом.

Слайд 28

В 40-е годы получило развитие совершенно уникальное рунное узорное вязание пуховых платков.

В 40-е годы получило развитие совершенно уникальное рунное узорное вязание пуховых платков.
В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского, Терновского районов.

В Павловском, Острогожском, Новохопёрском и других уездах Воронежской губернии также ткали полотно и делали набивные платки, подшальники.

Слайд 29

Узорное ткачество. Ковроделие.

Узорное ткачество. Ковроделие.

Слайд 30

Елань-Коленово

Узорное ткачество.
Ковроделие.

Елань-Коленово Узорное ткачество. Ковроделие.

Слайд 31

Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёрского, Богучарского уездов завоевали в

Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёрского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской
Воронежской губернии большое признание в конце 19-го века. Оригинальное явление современного узорного ткачества представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой.

Слайд 32

Для хохольских ковров характерны цветочные композиции – букеты, гирлянды, венки.
Декоративные

Для хохольских ковров характерны цветочные композиции – букеты, гирлянды, венки. Декоративные предметы
предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в селах.

Слайд 33

Вышивка и кружево. Роспись ткани.

Вышивка и кружево. Роспись ткани.

Слайд 34

Елань-Коленово

Вышивка и кружево. Роспись ткани

Елань-Коленово Вышивка и кружево. Роспись ткани

Слайд 35

Возникновение вышивки восходит к древним временам и связано с появлением стежка на

Возникновение вышивки восходит к древним временам и связано с появлением стежка на
одеждах из шкур животных. Позднее каменное и костяное шила сменились на бронзовые и стальные иглы. Также развивались технологии прядения, ткачества и красильного дела.

Слайд 36

Русские кружева пользовались успехом не только в России, но и в

Русские кружева пользовались успехом не только в России, но и в других
других странах. В советское время кружевной промысел получил развитие в 4 основных центрах: Вологда, Вятка, Елец, Михайлов.

Слайд 37

Народный костюм

Народный костюм

Слайд 38

Народный костюм

Народный костюм

Слайд 39

Традиционный русский костюм, особенно женский костюм на территории России был достаточно

Традиционный русский костюм, особенно женский костюм на территории России был достаточно разнообразен.
разнообразен. Выделяют 4 комплекса одежды:
- с паневой;
-с сарафаном;
- с юбкой – андараком ( андарак – женская поясная одежда типа юбки шился из пяти – семи полотнищ синего, красного, зеленого, полосатого сукна домашнего изготовления. Такие юбки встречались в Архангельской, Вологодской и Смоленской губерниях );
- юбкой – кубельком ( кубелек – женская горничная одежда типа, тафты. Кубелек являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины 19 века ).

Слайд 40

Мужской костюм.
Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее

Мужской костюм. Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее
единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом.
Его составляла туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без полей.
Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

Слайд 41

Основной тип женского головного убора состоял из кички, или «сороки», кокошника

Основной тип женского головного убора состоял из кички, или «сороки», кокошника и
и богатого набора платков, шалей и подшальников. Кичкообразные головные убора представляли собой сборный комплекс. Нижняя часть являлась твердой, прочной основой, которая придавала всему головному убору устойчивую и удобно сидящую на голове форму. Верхняя часть была сделана из красочных обряженных тканей различной формы.

Слайд 42

Народные игрушки

Народные игрушки

Слайд 43

Народные игрушки

Народные игрушки

Слайд 44

В городе Борисоглебске делает игрушки художница Анна Курышникова. Они изготавливаются из

В городе Борисоглебске делает игрушки художница Анна Курышникова. Они изготавливаются из дерева,
дерева, а затем расписываются по сырой заготовке специальными красками, лакируются масляными лаками ярославского производства и сушатся.

Слайд 45

Игрушка переводится, как « вещь для забавы, игры, потехи». Но народная

Игрушка переводится, как « вещь для забавы, игры, потехи». Но народная игрушка
игрушка – это не только предмет детской забавы, но и подлинного искусства. Мастера – игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение предавали форме, цвету, орнаменту украшения.

Слайд 46

Характер росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в

Характер росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в известных
известных центрах художественных промыслов. Художница и в этом находит собственное решение. Роспись игрушки она строит на тактичной интерпретации праздничного народного женского костюма. Поэтому на голове матрешки оказывается красный платок с синими цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогоржского уезда Воронежской губернии.

Слайд 47

Художественное плетение из лозы и соломки.

Художественное плетение из лозы и соломки.

Слайд 48

Художественное плетение из лозы и соломки

Художественное плетение из лозы и соломки

Слайд 49

Известные мастера лозоплетения живут в Новохоперске, Поворино. Распространенным материалом для плетения

Известные мастера лозоплетения живут в Новохоперске, Поворино. Распространенным материалом для плетения считалась
считалась наряду с лозой соломка. В музеях сохранились не только соломенные куклы, но и фигурки животных и птиц. В ход идет любая соломка, но в России чаще пользовались стеблями спелой ржи. Плели соломенные шляпы, декоративные корзиночки, делали игрушки.

В эпоху каменного века, не знаю металлического топора, ножа и шил, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза. Из лозы черемухи делали более крупные и прочные вещи. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего.

Слайд 50

Ивушка зеленая встречала человека при рождении и оставалась спутницей всей его жизни.

Ивушка зеленая встречала человека при рождении и оставалась спутницей всей его жизни.
По всей Руси мастерили корзины и коробы из тальника. Ивовые прутья и лозу черемухи срезали летом, «на соху», обдирали кору, а осенью и зимой прутья проваривали в котлах, вследствие чего лоза становилась податливой, не ломалась в работе, и плели из нее всякую всячину.

Из лозы черемухи делали более крупные и прочные вещи. Черемуха, например, шла на изготовление кузовов для выездных саней и тарантасов. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину или кошелку для сбора грибов и ягод.
Известные мастера лозоплетения живут в Новохоперске – В.В. Давыденко, Станислав Болковой, в Поворино – Иван Бобылев.

Слайд 51

Выставка работ, выполненных и собранных учениками и учителями МОУ СОШ №54

Выставка работ, выполненных и собранных учениками и учителями МОУ СОШ №54