Слайд 2Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока
В ходе формирования мусульманской
теологии складывались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания — математика, астрономия, грамматика арабского языка.; в свою очередь, в результате развития культуры стран арабского халифата мир познакомился с арабской цифровой системой счисления, часами, компасом и др.
Слайд 3Важным средством распространения культуры стал арабский язык и арабская письменность, созданная еще
в IV в. на основе арамейского письма. Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамоте, становились учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах.
Слайд 4В содержание образования в школе повышенного типа — медресе — входили: мусульманская
теология, правоведение, арабский язык с упором на грамматику, каллиграфия и диалектика. Целью обучения здесь было, прежде всего, религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую очередь — памяти.
Слайд 5В X—XI вв. Иран переживал культурный расцвет и превратился в крупный центр
культуры всего средневекового Востока. В этот период от исламской догматики стали постепенно отпочковываться естественные науки — математика, география, фармакология, астрономия, что нашло отражение и в образовательной деятельности медресе, которые стали, включать эти науки в содержание обучения.
Слайд 6После освобождения в IX в. от арабской зависимости и в связи с
формированием новоперсидского языка (фарси-дари) в Иране появилось большое количество научной литературы и книг светского содержания. С целью хранения книг создавались специальные учреждения, где можно было не только ознакомиться с рукописями, но и получить образование, поскольку библиотеки использовались как центры обучения, связанные с переписыванием рукописей.
Слайд 7Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока эпоху средневековья
Период IX—XIII вв. в востоковедении
считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности, правда в свете идеологии ислама. Как бы там ни было, изучение и толкование философских трудов античности приводило к развитию рационалистических тенденций в мусульманской теологии.
Слайд 8Первые переводы Аристотеля на арабский язык осуществили еще сирийские врачи, приглашенные в
Багдад в VIII в., где был создан так называемый «Дом мудрости», в котором происходили диспуты при участии таких великих мыслителей, как Фараби, Кинди, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др.
Слайд 9Главным в учении о человеке и его воспитании у восточных мыслителей выступало
стремление проникнуть в суть человеческой природы. С этой целью они обращались к, условно говоря, практической философии, имеющей в центре своего внимания поведение, деятельность, функции человека.
Слайд 10Придерживаясь аристотелевского тезиса о социальной сущности человека, восточные мыслители эпохи европейского средневековья
в своих педагогических воззрениях уделяли большое внимание социальной обусловленности воспитания. Человек не может быть независимым в реализации своих личных потребностей, считал Ибн Сина, поскольку он удовлетворяет их не иначе как в общении с другими людьми, которые его окружают, вследствие чего необходимо соглашение между ними, установление норм справедливости и закона, которые должны иметь статус обязательности.
Слайд 11Характерной особенностью педагогических взглядов энциклопедистов Востока было особое внимание к разностороннему развитию
личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся упоминавшиеся ранее Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Туси, Бируни, Ибн Халдун и др., которые рассматривали педагогические проблемы не абстрактно, а как часть жизни человечества.