Выставочные мероприятия объединения Мир искусства

Содержание

Слайд 2

Хочу начать выступление со слов одного из вожаков «Мира искусства»:
«Прежде всего

Хочу начать выступление со слов одного из вожаков «Мира искусства»: «Прежде всего
нужно установить, о чем именно будет идти речь: о журнале ли, носившем имя "Мира искусства", о выставках или об обществе.
Я считаю, что под "Миром искусства" следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе, или, вернее, некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле, т.е. со включением литературы и музыки»
А. Бенуа. Возникновение «мира искусства»

Слайд 3

«В этих словах чувствуется универсализм мирискусников, широта их программы, заключавшая в себе

«В этих словах чувствуется универсализм мирискусников, широта их программы, заключавшая в себе
новое качество. Деятельность же мастеров "Мира искусства" была целенаправленной, чрезвычайно активной, не только узкохудожественной, но и общекультурной…» – пишет Д.В. Сарабьянов.

Коллективный фотопортрет мирискусников в 1914 году.

Слайд 4

Самой первой еще неофициальной для объединения выставкой можно считать «Выставку русских и

Самой первой еще неофициальной для объединения выставкой можно считать «Выставку русских и
финляндских художников», состоявшуюся в 1898 году. Это было начало существования объединения, как считал Бенуа.

Слайд 5

На выставке были показаны акварели, пастели и рисунки. Произведения скульптуры были представлены

На выставке были показаны акварели, пастели и рисунки. Произведения скульптуры были представлены
работами А. Л. Обера, В. Вальгрена и М. А. Врубеля.

А.Л. Обер «Тигр и сипай»

М.А. Врубель «Голова демона»

Слайд 6

1899 год – первая официальная выставка журнала «Мир искусства».
Первый раз такая

1899 год – первая официальная выставка журнала «Мир искусства». Первый раз такая
экспозиция была организована, когда торжественно под звуки оркестра, в изящно оформленных залах училища Штиглица, обставленных «стильной» мебелью, украшенных гиацинтами и превращенных в своеобразные интимные салоны.
Жюри не существовало — отбор работ и их экспозиция проводились редактором журнала.

Слайд 7

В этой выставке участвовали: Репин, Серов, Поленов, Левитан, Ционглинский, К. Коровин, А.

В этой выставке участвовали: Репин, Серов, Поленов, Левитан, Ционглинский, К. Коровин, А.
Васнецов, Малявин, Нестеров, Малютин, Переплетчиков, Головин, Бакст, Сомов, Бенуа, Якунчикова.

Слайд 8

А. Н. Бенуа. Иллюстрация к «Медному Всаднику» А. С. Пушкина

Константин Сомов. Молодая

А. Н. Бенуа. Иллюстрация к «Медному Всаднику» А. С. Пушкина Константин Сомов.
девушка в красном платье

Слайд 9

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. Л.С. Бакст

Полет Фауста и Мефистофеля. М.А.

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. Л.С. Бакст Полет Фауста и Мефистофеля. М.А. Врубель
Врубель

Слайд 10

К.А.Коровин «Розы»

А. Я. Головин «Женщина в белом»

К.А.Коровин «Розы» А. Я. Головин «Женщина в белом»

Слайд 11

Русские мастера впервые экспонировались рядом с прославленными, но плохо известными петербургскому зрителю

Русские мастера впервые экспонировались рядом с прославленными, но плохо известными петербургскому зрителю
иностранцами: Францию представляли Ренуар, Дега, Моне, Пюви де Шаванн; Англию — Уистлер, Бренгвин; Германию — Беклин, Лейбах, Бартельс.

О. Ренуар. Автопортрет

Дж. Уистлер. Автопортрет

А. Беклин. Автопортрет

Слайд 12

Также на выставке демонстрировалась скульптура Трубецкого, карикатура Щербова, иллюстрации, гравюры, театральные эскизы,

Также на выставке демонстрировалась скульптура Трубецкого, карикатура Щербова, иллюстрации, гравюры, театральные эскизы,
был и художественно-промышленный отдел с гончарными изделиями абрамцевской мастерской и вышивками по рисункам Е. Д. Поленовой и Н. Я. Давыдовой.

Портрет Исаака Левитана, Трубецкой, 1899 год

Щербов0, карикатура

Слайд 13

Вторая выставка – 1900 год
Она открылась также в Музее Штиглица 28 января

Вторая выставка – 1900 год Она открылась также в Музее Штиглица 28
1900 года. На этот раз Дягилев экспонировал только работы отечественных художников. Помимо ранее участвовавших авторов выставлялись работы В. М. Васнецова, М. С. Боткиной, А. С. Голубкиной, Н. В. Досекина, Д. Н. Кардовского, Е. С. Кругликовой.

Слайд 14

Портрет В.В. Переплетчикова. А.С. Голубкина, 1899

Н.В. Досекин «Кёльн зимой», (1900-е)

Портрет В.В. Переплетчикова. А.С. Голубкина, 1899 Н.В. Досекин «Кёльн зимой», (1900-е)

Слайд 15

Третья выставка в залах Академии художеств открылась 10 января 1901 года.
Она

Третья выставка в залах Академии художеств открылась 10 января 1901 года. Она
демонстрировала 238 работ 32 художников. Новыми на ней были В. Н. Бакшеев, Н. А. Околович, А. А. Рылов, С. А. Виноградов и С. И. Светославский. Особенностью выставки стал отдельный павильон, в котором посмертно были выставлены произведения И. И. Левитана.
Важно отметить, что организаторы продемонстрировали важнейший эстетический критерий выставочной деятельности журнала — особое внимание к оформлению интерьера.

Слайд 16

Выставка в Академии художеств.

Выставка в Академии художеств.

Слайд 17

Четвертая выставка - Московская выставка "Мира искусства" (1902)
В декабре 1902 открылась

Четвертая выставка - Московская выставка "Мира искусства" (1902) В декабре 1902 открылась
первая в Москве экспозиция «Мира искусства». Среди ее участников новые имена — Остроумова и Рерих, Яремич и Грабарь, Кузнецов и Сапунов. Выставка расположилась в залах «Пассажа», среди художественных произведений было много предметов декоративно-прикладного творчества (старинная мебель, художественное стекло, майолики гончарной мастерской Абрамцево).

Слайд 18

Выставка в залах Пассажа

Выставка в залах Пассажа

Слайд 20

Иней. Игорь Эммануилович Грабарь

Заморские гости, Николай Константинович Рерих, 1901

Иней. Игорь Эммануилович Грабарь Заморские гости, Николай Константинович Рерих, 1901

Слайд 21

Пятая, последняя выставка журнала «Мира искусства»
В феврале 1903 года в Петербурге —

Пятая, последняя выставка журнала «Мира искусства» В феврале 1903 года в Петербурге
пятая выставка журнала, проходящая в обитых белой тканью залах Общества поощрения художеств.
Московские живописцы остро ставят вопрос о диктаторстве Дягилева, нарушениях коллегиальности в работе жюри и при приглашении новых участников, наконец — о поисках иных форм выставочной деятельности. Собрание решает прекратить выставки от имени журнала.

Слайд 22

В 1904 году "Мир искусства" перестал существовать: петербургские художники, соединившись с москвичами,

В 1904 году "Мир искусства" перестал существовать: петербургские художники, соединившись с москвичами,
организовавшими до этого так называемую «Выставку З6-ти», образовали "Союз русских художников".

Слайд 23

Но в 1906 году С.П.Дягилев организовал в Петербурге выставку под старым названием,

Но в 1906 году С.П.Дягилев организовал в Петербурге выставку под старым названием,
затем вместе со своими коллегами устроил большую выставку в Париже в Осеннем салоне, куда включил и иконопись, и произведения русских художников XVIII—XIX столетий.

Слайд 24

«Выставки 1906 года были как бы предвестием распада "Союза русских художников". И

«Выставки 1906 года были как бы предвестием распада "Союза русских художников". И
действительно, в 1910 году две соединившиеся было группы московская и петербургская) разъединились. Москвичи остались в "Союзе", а петербуржцы возродили "Мир искусства". Однако это было уже иное объединение…» – отмечает Д.В. Сарабьянов.

Слайд 25

В конце хочется представить работы художников, которые запечатлели это объединение и выставки

В конце хочется представить работы художников, которые запечатлели это объединение и выставки
в своих работах.

Групповой портрет художников общества «Мир искусства», Б.М. Кустодиев.

Слайд 26

Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“». 1916

Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“». 1916

Слайд 27

Выводы:
"Мир искусства" старался привлечь к своей деятельности самых значительных мастеров рубежа столетий.
Они

Выводы: "Мир искусства" старался привлечь к своей деятельности самых значительных мастеров рубежа
старались привлечь не только отечественных художников, но и мастеров Европы и других стран (Ренуар, Дега, Беклин и другие);
Проводили выставки в разных городах и даже странах (Москва, Ленинград; возрожденная выставка в Париже) – то есть мастера старались взаимодействовать между собой, делиться опытом и идеями на международном уровне;
Приветствовали новичков в своем объединении (этому примеры новых участников в разных выставках).