Храмовое искусство Древней Руси.

Содержание

Слайд 2

Византийские образы и каноны.
С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная

Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята
система, разработанная Византией.

Основу крестовокупольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест.

Крестовокупольная
система перекрытия.

Слайд 3

В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и

В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и
посад и окружив их новой системой оборонительных сооружений – огромными валами и рвами. На территории города насчитывалось более десяти деревянных и каменных церквей. В 1037 г. начато строительство Софийского собора.

Вид древнего Киева. Реконструкция.

Слайд 4

XI в. Реконструкция.

Софийский собор построен сыном Владимира
Ярославом Мудрым (1037- 1050).
София Киевская

XI в. Реконструкция. Софийский собор построен сыном Владимира Ярославом Мудрым (1037- 1050).
– пятинефный собор крестовокупольной системы, на востоке ограничен пятью апсидами, увенчан 13 куполами, под центральным куполом двенадцатиоконный барабан, который заливал светом огромное пространство. Ступенчато пирамидальный облик храма выгодно отличает собор от однотипных византийских церквей.

Собор Св. Софии.
XI в.

Слайд 5

Одной из самых
старых каменных сооружений Киева была
Десятинная

Одной из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в
церковь, возведенная в
986 -996 гг. в честь Пресвятой Богородицы.
На сооружение храма ушла десятая часть княжеских доходов (отсюда и название). Церковь рухнула во время осады Батыя.

Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь).
986 – 989 гг. Киев.

Слайд 6

купол

барабан

закомара

абсида

портал

арочное окно

Одноглавый четырехстолпный храм
крестовокупольной системы

купол барабан закомара абсида портал арочное окно Одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольной системы

Слайд 7

Портал – архитектурно украшенный вход.

Портал – архитектурно украшенный вход.

Слайд 8

Апсида – полукруглый или граненый выступ здания,
перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом.

апсида

Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом. апсида

Слайд 9

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской
архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода.

закомара

Слайд 10

Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене
или пространства между двумя

Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между
опорами
(столбами, колоннами, пилонами).

арка

Слайд 11

Церковь Спаса на Нередице.
Новгород 1189 – 1199 г.г.

XI – XII

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г. XI – XII
в. на Руси – период феодальной
раздробленности. В это время образуются новые княжества со своими художественными
школами. Выделяются два центра:
Новгород и Владимиро – суздальское княжество.
Новгородская церковь
Спаса Нередицы
отличается во внешнем облике земной
простотой и кажется живой формой самой природы.

Слайд 12

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г.

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г.

Слайд 13

Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение владимирских

Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение владимирских
зодчих.

В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.

Слайд 14

Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти
и

Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и
созерцания.
Легкость удлиненных форм создает впечатление невесомости.
Храм посвящен Покрову Богородицы.
1 октября – празднование Покрова. У славян это
день благодарения земли за урожай.

Церковь Покрова на Нерли
В Боголюбове. XII в.

Слайд 15

"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм Покрова

"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм Покрова
на Нерли. Оказалось, что размеры его относятся примерно как 2:3:5:8, т. е. совпадают с числами Фибоначчи, а высота храма и его длина составляют золотую пропорцию.

Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую.

Аркатурный пояс

Слайд 16

На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид,

На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид,
сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 17

Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г.

Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г.
в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Сохранилось предание о том, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нём.

Слайд 18

Храм отличают идеальные пропорции и великолепная каменная резьба. Кажется что перед нами

Храм отличают идеальные пропорции и великолепная каменная резьба. Кажется что перед нами
драгоценный ларец, сделанный по заказу каменного Великана.
Храм являлся образом мироздания, «кораблем спасения», центром
общественной жизни и синтезом всех искусств.

Дмитриевский собор
во Владимире. 1194 – 1197 г.г.

Слайд 19

Дмитриевский собор во Владимире. Белокаменная резьба фасада.

Дмитриевский собор во Владимире. Белокаменная резьба фасада.

Слайд 20

Количество куполов на храме обозначают следующие символы:

1 купол –Иисус Христос
2 купола –

Количество куполов на храме обозначают следующие символы: 1 купол –Иисус Христос 2
Бог и человек
3 купола – Святая Троица
4 купола – четыре евангелиста
5 куполов – Христос и евангелисты
7 куполов – семь таинств
9 куполов – девять чинов ангельских
13 куполов – Христос и апостолы
Имя файла: Храмовое-искусство-Древней-Руси..pptx
Количество просмотров: 156
Количество скачиваний: 0