Слайд 2Тема работы:
Северное Возрождение.
Ян ван Эйк (Jan van Eyck)
«Гентский алтарь»
Годы создания : 1425-1432.
Местонахождение: Кафедральный собор святого Бавона, Гент.
Слайд 4Описание алтаря.
Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) — центральное
произведение искусства северного Ренессанса. Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3,435 на 4,435 метра. Многостворчатый алтарь первоначально предназначался для боковой капеллы Иоанна Крестителя в Сен-Баво в Генте.
На 26 панелях художник с удивительным правдоподобием и в то же время поэтически проникновенно воплотил современные ему представления о мире земном и небесном.
Слайд 5История создания.
Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев —
Губерта и Яна. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря, и в большой степени— внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). При сравнении процессии на внутренней стороне боковых створок со сценой поклонения агнцу можно заметить, что в работе Яна фигуры сгруппированы свободнее. Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Фигуры, написанные им, отличаются большей гармонией, они более последовательно, равномерно раскрывают драгоценную природу человека и мира.
Слайд 6Внешняя сторона алтаря
В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображён донатор и
его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Слайд 7Внешняя сторона алтаря
В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и
архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа.
Слайд 9По праздникам створки алтаря распахивались, и перед собравшимися в церкви открывалось сияющее
красками лучезарное зрелище. Масляная живопись, освоенная в Нидерландах в этот период (Яну Ван Эйку даже приписывалось ее изобретение), раскрыла здесь свои выразительные возможности в полном блеске: сквозь тонкие прозрачные слои красок проступает более светлый подмалевок, что позволяет добиться необычайной глубины и светосилы цвета, эффекта драгоценного мерцания красок.
Слайд 10Образ бога…
Центр верхнего внутреннего яруса занимает торжественно-величавый образ Бога Отца, благословляющего все
сущее.
Слайд 11Описание внутри…
По сторонам — Богоматерь и Иоанн Креститель, далее — музицирующие ангелы
(следующий слайд).
Мария и Иоанн Креститель, изображенные подле него, подчинены ему; тоже возвышенные, они лишены его устойчивой симметрии. В них пластика не побеждена цветом и бесконечная, глубокая звучность цвета не переходит в интенсивное, пламенеющее горение. Они материальнее, они не сплавлены с фоном.
Слайд 12Музицирующие ангелы
Изображения слева и справа от бога. Следующими представлены ангелы. Они как
младшие сестры Марии. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Точность их мимики делает для зрителя наглядной, как бы реально воспринимаемой высоту и прозрачность звука их песнопений.
Слайд 13Адам и Ева.
Роскошные одеяния, усыпанные драгоценными камнями, создают впечатление райского великолепия, которое
внезапно и драматически прерывается по краям обнаженными, натуралистически угловатыми фигурами Адама и Евы. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Они стоят в рост, выпуклые реальные. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы.
Слайд 14Сцены убийства Каином Авеля
Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля
и жертвоприно-шение Каина и Авеля.
Слайд 15Сцена поклонения жертвенному агнцу
Таким образом, верхний ярус алтаря развертывается как поразительная в
своем последовательном изменении иерархия реальностей. Нижний ярус, изображающий поклонение агнцу, решен в ином ключе и противопоставлен верхнему. Светозарный, кажущийся необъятным, он простирается от переднего плана, где различимо строение каждого цветка, до бесконечности, где в свободной последовательности чередуются стройные вертикали кипарисов и церквей.
Этот ярус обладает свойствами панорамности. Его герои выступают не как единичные данности, а как части множества: со всей земли в мерном движении сбираются в процессии священнослужители и отшельники, пророки и апостолы, мученики и святые жены. В молчании или с пением они окружают священного агнца — символ жертвенной миссии Христа.
Слайд 16Сцена поклонения жертвенному агнцу
Слайд 17Сцена поклонения жертвенному агнцу
Таким образом, центральному символу божественного Искупления поклоняются не только
сонмы праведников, но как бы вся земля, что подчеркнуто, с одной стороны, космической масштабностью природы, а с другой — ювелирной выписанностью деталей (таких, как цветок ландыша или отражение окна на драгоценной броши).
Слайд 19Праведные Судьи и Воинство Христово (Слева от сцены поклонения жертвенному агнцу)
Шествие отшельников
и пилигримов
(Справа от сцены)
Слайд 20Сочетание ярусов…
Нижний ярус представляет другой, чем в верхнем, аспект реальности, однако оба
они составляют единство. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. При этом его грандиозная фигура не подавляет окружение — он высится, словно излучая из себя начала красоты и реальности, он венчает и объемлет все.
И как центр равновесия, как точка, завершающая все композиционное построение, помещена под его фигурой переливающаяся всей мыслимой многоцветностью драгоценная ажурная корона. Нетрудно увидеть в Гентском алтаре принципы миниатюр 20-х годов 15 века, но в полиптихе они возведены в законченную художественную, мировоззренческую систему.