Слайд 2Воспитательные традиции Древней Руси.
![Воспитательные традиции Древней Руси.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-1.jpg)
Слайд 3За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою
![За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-2.jpg)
культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.
Слайд 4 Труд- основа жизни славян.
Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали
![Труд- основа жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-3.jpg)
трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
Слайд 5Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение.
Средства физического воспитания:
-
![Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение. Средства физического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-4.jpg)
закаливание;
- подвижные игры;
- физический труд.
Слайд 6Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическое сознание.
В
![Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическое сознание.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-5.jpg)
подвигах героев подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека.
Слайд 7Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество.
Песни Потешки
Сказки Загадки
Пословицы Былины
Глубочайший нравственный смысл
![Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество. Песни Потешки Сказки Загадки Пословицы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-6.jpg)
этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.
Слайд 8Первые нравственные заповеди детства:
-почитание старших;
- главенствующая роль отца;
-уважение к матери;
-осознание сыновнего долга;
-обязанность
![Первые нравственные заповеди детства: -почитание старших; - главенствующая роль отца; -уважение к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-7.jpg)
беречь достоинство;
- быть благодарным людям.
Слайд 9Византийское влияние.
Принятие христианства.
![Византийское влияние. Принятие христианства.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-8.jpg)
Слайд 10Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси
![Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-9.jpg)
988г.). Она определила нравственный характер народной жизни.
Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.
Слайд 11Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «на учение
![Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «на учение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-10.jpg)
книгам».
Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному. При нём начинаются на Руси монастыри с училищами.
Слайд 12Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и
![Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-11.jpg)
научить русских людей догмам веры и христианской нравственности.
Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях.
В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.
Слайд 13Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения.
Внутреннее устройство школ и
![Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Внутреннее устройство школ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-12.jpg)
училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.
Слайд 14Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая.
Учителя назывались книжниками, уставодержателями, учительными
![Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая. Учителя назывались книжниками, уставодержателями,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-13.jpg)
людьми.
Учитель был не то, что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник.
Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.
Слайд 15Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказы полуисторического, полусказочного
![Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказы полуисторического, полусказочного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-14.jpg)
содержания; хождения по святым землям; пчелы – сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.
Слайд 16
Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха.
Владимир Мономах (1053-1125) – внук
![Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах (1053-1125) – внук](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-15.jpg)
Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, государственный деятель, писатель Древней Руси.
Слайд 17Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношения между
![Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношения между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-16.jpg)
властью и её подданными , отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми.
Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».
Слайд 18Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средств ,
![Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средств ,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-17.jpg)
включающих этикет, манеры и тон поведения.
Князь разработал систему военно-физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека.
Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.
Слайд 19Развитие образования в Московском государстве.
![Развитие образования в Московском государстве.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-18.jpg)
Слайд 20Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух
![Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-19.jpg)
русских людей.
Слайд 21В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в
![В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-20.jpg)
русских людях бодрость и надежду на спасение.
С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.
Слайд 22Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше
![Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-21.jpg)
и больше усваивала черты азиатских нравов.
Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр.
В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.
Слайд 23С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась
![С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-22.jpg)
новым средоточием политической силы.
В северо- восточной Руси начинаются решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.
Слайд 24Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В
![Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-23.jpg)
1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.
Слайд 25Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить
![Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-24.jpg)
нравы духовенства.
Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.
Слайд 26Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:
-по всем городам ставить грамотных
![Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает: -по всем городам ставить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-25.jpg)
и нравственно-благонадёжных священников, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение;
-завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
Слайд 27В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая
![В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-26.jpg)
типография в Москве.
Слайд 28Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных
![Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-27.jpg)
норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.
Слайд 29«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало
![«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-28.jpg)
ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.
Слайд 30Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную Русь в
![Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную Русь в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-29.jpg)
образованности.
В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.
Слайд 31С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения
![С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-30.jpg)
русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму.
Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.
Слайд 32Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы)
![Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-31.jpg)
и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.
Слайд 33Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в
![Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-32.jpg)
1580 году.
В 1580-1581 гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.
Слайд 34В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польского письма»
![В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польского письма»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330485/slide-33.jpg)
при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.